Близкие, друзья и жена Зухра ханум звали поэта просто – Гафури. По-видимому, такое обращение нравилось и самому поэту, оно звучало по-восточному певуче: как Фирдоуси, Саади, Низами, Маари… Гафури, впитавший в себя классическую восточную поэзию, читал и цитировал наизусть на фарси и арабском, сам писал отточенные рубаи и газели. Но менялась эпоха, она выдвигала новые требования к поэтическому слову – и гений Гафури чутко реагировал на запросы времени. Именно Гафури становится одним из создателей новых традиций в татаро-башкирской поэзии, прозе. Как пишут литературоведы Г. Ибрагимов и М. Гали, выпавшее из рук Акмуллы перо подхватил Мажит Гафури, который до появления на поэтическом небосклоне Тукая был единственным крупным поэтом в Урало-Поволжском регионе. По определению критиков, Гафури первым облек лирику окружающего мира в новые формы, начал писать на народном языке и повернул русло татарской поэзии с Востока на Запад, тем самым открыв дорогу молодым поэтам. Гафури, несомненно, знал себе цену.
Гафури жил и творил в эпоху великих социальных перемен, стал очевидцем больших социальных потрясений. Он поднялся от поэта-просветителя до поэта-трибуна, зовущего народ за собой вперед в самые сложные моменты истории. Со всей страстностью души Гафури отдает свои силы становлению зарождающейся новой литературы и искусства, науки и просвещения. Принимает активное участие в создании письменного башкирского языка, первых хрестоматий, учебников, выступает с докладами в Уфимском научном центре, принимает участие в заседаниях научного общества. Сам в качестве исследователя башкирского фольклора на берегу озера Асылыкуль слушает сэсэнов, записывает, делает литературную обработку башкирской легенды «Заятуляк и Хыухылу». Знаменитый французский писатель Луи Арагон справедливо написал: «Поэзия Тукая и Гафури, романы Ибрагимова проложили дорогу татарским советским писателям». Но Гафури и Ибрагимову пришлось не только прокладывать новую дорогу в литературе – им же пришлось пройти по ней первыми.
В поэзии Гафури отстаивал основные принципы реализма: опору искусства на жизнь, отображение в литературе правды, истины и ведение «войны в печати» за эту правду, изображение не только человеческой радости, но и горя и печали. Еще одна особенность классического стиля – ясность и простота. Этим творческим принципам Гафури оставался верен в самые сложные периоды борьбы разных направлений и течений в литературе. Кроме того, он сохранил верность народной поэзии, иносказательности, использованию мудрых, назидательных выражений. Известный литературовед С. Кирьянов в предисловии к сборнику стихов Гафури в 1948 году писал: «Его поэзия афористична и одновременно глубоко мелодична по своему строю, она как бы перекликается с башкирским музыкальным народным инструментом – кураем. Философская направленность стихов Гафури сочетается с реалистическим рисунком, яркой бытовой деталью, правдивым отображением живой действительности».
Уместно будет сказать, что Гафури пришел впервые в Уфу пешком из Зилим-Караново с намерением учиться в медресе Усмания. Однако нищего юношу осмеяли и выгнали, а холщовый мешок с книгами и лапти выкинули на улицу. Мажит собрал свои пожитки и ушел в соседнее медресе, где проучился зиму.
В Уфу он вернулся известным в тюркском мире поэтом – вернулся уже навсегда. В 1923 году впервые в национальной истории состоялись торжества по случаю 20-летнего юбилея литературной деятельности Мажита Гафури. Инициатором стал народный комиссар просвещения Газим Касымов. Он же является автором первой научной биографии М. Гафури. Торжества состоялись в здании Дворянского собрания (нынешний Шаляпинский зал), Гафури присвоили почетное звание народного поэта, Наркомзем подарил корову, а горисполком – вышеупомянутый дом по улице Гоголя, 28. А улица Никольская решением президиума Уфимского горисполкома от 4 мая 1923 года была переименована в улицу им. М. Гафури. Возможно, это единственный случай, когда улицу назвали именем поэта при жизни.
После смерти М. Гафури в 1934 году и торжественного празднования 60-летия со дня рождения поэта в 1940 году его именем назовут улицы и железнодорожные станции во многих городах и поселках бывшего Советского Союза: Кривом Роге, Челябинске, Свердловске, Казани, Алма-Ате, Ташкенте, Снежинске… Красноусольский район, где он родился (бывший Стерлитамакский уезд), переименуют в Гафурийский, поселок Чукраклы в Буздякском районе, куда Гафури с семьей летом приезжал на кумыс, – в поселок Гафури. А в доме поэта был организован мемориальный музей. Открылся он в 1948 году и занимал половину дома – во второй половине жила семья сына народного поэта, Анвара Гафури. В 1953 году они переехали, и весь дом Гафури стал мемориальным домом-музеем.
6 февраля 1970 года указом Верховного Совета Президиума БАССР Башкирскому академическому театру драмы в дни празднования его 50-летнего юбилея было присвоено имя Мажита Гафури, создан музей на малой родине поэта, в Зилим-Караново. 18 сентября 1978 года открыт памятник перед зданием театра (авторы Л. Кербель и Л. Хихлуха).
Богатая биография, произведения, личность Мажита Гафури будут вдохновлять еще многие поколения поэтов, художников, режиссеров, ученых на создание произведений и научных трудов. «Неисчерпаемо, воистину неисчерпаемо творчество Мажита Гафури», – говорил со мною в беседе писатель и государственный деятель Т. Ахунзянов.
16 апреля 2004 года, к 125-летию со дня рождения М. Гафури, был создан Фонд культуры «Мажит Гафури – XXI век», главной целью которого является содействие проведению в РБ ежегодных Гафурийских литературных чтений, дня памяти Гафури, сохранению мест, связанных с именем М. Гафури, пропаганда творчества М. Гафури, систематизация литературного наследия, исследование его жизни и творчества.