Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
20 Октября , 13:22

Роль Мустая Карима в создании современной башкирской литературы

Сегодня день рождения Мустая Карима. Его роль в жизни общества трудно переоценить. Проходит время и открываются все новые и новые свидетельства того, какой огромный вклад он внес в жизнь республики и страны. Публикуем главу из книги Айдара Хусаинова «Как большевики создали башкирскую и татарскую литературу и театр». Она посвящена роли Мустая Карима в создании современной башкирской литературы.

*  *  *

Личность Мустая Карима всем привычна и знакома. О нем накоплена масса материала как положительного, так и отрицательного. В принципе так и должно быть с живым человеком, с поэтом, который жил и был современником многим и многим людям.

К нему и его творчеству существует два подхода – положительный и отрицательный. То есть его выставляют либо ангелом, либо исчадием ада.

Я бы хотел привести стихотворение Мустая Карима, где он сам рассказал о своем времени и о себе.

 

ПРОЩАНИЕ С ВЕКОМ

Посвящается Рашиде Султановой

Прощай, прощай, и нас прости,

Кровавый, страшный век,

И сам прощения проси,

Мой славный, славный век!

Когда сам бес тебя бесил,

Ты даже небо сверг,

А бог велел – все возносил

Превыше всяких мер.

Ты был святым, и грешным был,

Во всем рубил сплеча,

Грехами землю затопил

И милость расточал.

Я – твой, ты – мой, с тобою мы

Одно, одно, мой век.

И мы с тобой для всех ясны,

Загадочны – для всех.

 

Нет гнева на тебя, век мой,

Обиды – на себя.

Я забираю все с собой,

Все оставляю я.

2000 год.

 

Как мы видим, автор рассматривал свою жизнь не с одной точки зрения. А с разных, прямо противоположных даже.

Так что давайте рассмотрим жизнь Мустая Карима с тех позиций, которые я заявил с самого начала.

 

Мустай Карим

Муста́й Кари́м (башк. Мостай Кәрим, настоящее имя Мустафа́ Са́фич Кари́мов, башк. Мостафа Сафа улы Кәримов; 1919–2005) – башкирский поэт, писатель и драматург. Герой Социалистического Труда (1979). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982). Народный поэт Башкирской АССР (1963). Лауреат Ленинской (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1967). Кавалер двух орденов Ленина (1967, 1979). Член ВКП(б) с 1944 года.

 

Биография

Родился 20 октября 1919 года в селе Кляшево Уфимской губернии в крестьянской семье.

Мустай Карим начал писать в середине 1930-х годов. В 1938 году вышла в свет его первая книга стихов «Отряд тронулся» («Отряд ҡуҙғалды», совм. с В.В. Нафиковым), в 1941 году – вторая «Весенние голоса» («Яҙғы тауыштар»).

В 1941 году окончил Башкирский государственный педагогический институт имени К.А. Тимирязева, факультет языка и литературы. После окончания института призван в ряды Красной Армии и был направлен в Муромское училище связи.

 

Пропагандист

Итак, мы видим перед собой типичную биографию советского башкирского поэта – юноша, начинающий жизненный путь, пробующий перо, поступает в пединститут, а там его замечают кураторы и после проверок разного рода начинают доверять, издают книгу, принимают в Союз писателей.

Как должна была сложиться его жизнь? Чтобы это понять, рассмотрим жизненный путь его друга и соавтора по первой книге Вали Нафикова.

 

Вали Нафиков

НАФИКОВ Вали Валеевич [наст. Нафиков Мухаметвали Ахметвалеевич; 14.10.1914, д. Курамино Троицкого у. Оренб. губ. (Учалинский р-н РБ) – 16.1.1996, Уфа, похоронен на родине], журналист, писатель. Член Союза журналистов СССР. Участник Вел. Отеч. войны.

Окончил Башк. гос. пед. ин-т им. К.А. Тимирязева (1939), ВПШ при ЦК КПСС (Москва, 1961). В 1933–34 работал учителем в Мулдакаевской школе Учалинского р-на, с 1935 в Уфе: с 1939 редактор ж. “Пионер”, с 1946 редактор лит.-худ. передач Гос. радиокомитета при СМ БАССР, собкор, зав. отделом, зам. ред. газ. “Кызыл тан”, в 1958-66 зам. гл. редактора, гл. редактор газ. “Совет Башкортостаны”.

Автор ок. 100 произведений, а также сб-ка стихов “Отряд тронулся” (в соавт. с М. Каримом, 1938), рассказов “Дала моњо” (“Мелодии степи”, 1975); перевёл на башк. яз. произведения В.Г. Распутина, В.М. Шукшина и др.

Депутат ВС БАССР 2-х созывов. Награждён орд. Вел. Отеч. Войны.

Итак, мы видим типичную судьбу башкирского советского писателя – учеба в пединституте, инициация в писатели и дальше со всеми остановками.

 

Мустай Карим 2

Что же случилось с Мустаем Каримом после войны?

С 1951 по 1962 год Мустай Карим являлся председателем правления СП БАССР, с 1962 по 1984 год – секретарём правления СП РСФСР.

То есть мы видим, что Мустай Карим после войны сделал отличную карьеру.

Для этого он после войны должен был быть на хорошем счету, что и подтверждается документом Башкирского обкома партии об отзыве из армии писателей-фронтовиков.

То есть все это доказывает, что Мустай Карим был верным ленинцем-сталинцем, членом партии большевиков, работником идеологического фронта, пропагандистом, частью машины пропаганды. Так ли это?

Что делал Мустай Карим с 1946 по 1951 год?

В биографии Мустая Карима есть период, который не слишком сильно афишируется, хотя сам он и писал: «С войны я вернулся с двумя книгами стихов, двумя ранениями, безмерно влюбленный в землю и людей и безнадежно больной туберкулезом легких..." То есть с войны Мустай Карим вернулся инвалидом, который умирал. И умирал он долгие годы, чуть ли не все эти шесть лет.

Что он должен был чувствовать в это время? Все эти дни, недели и месяцы?

Как-то в разговоре со мной он сказал:

– Меня как коммуниста все время звали на бесконечные партсобрания. Я попросил нашего секретаря парткома Союза писателей:

– Я же болен, можно, я не буду приходить?

– Ты обязан и будешь ходить! – отрезал тот секретарь.

До сих пор я с болью это вспоминаю.

То есть и через много лет боль того времени была жива в сердце Мустая Карима.

Однако случилось чудо – хирург Л.К. Богуш сделал три операции и вылечил Мустая Карима.

Каким человеком встал поэт с больничной койки? Какой опыт он вынес из этого времени?

Послевоенное

Известно, какое ликование охватило все народы Советского Союза после войны. Были надежды на новую жизнь, новое отношение к людям. Однако власти стали закручивать гайки и в этом вполне преуспели. Этому есть свидетельства, поэтому не буду углубляться в эту тему.

Приведу единственный пример. Дважды Героя Советского Союза летчика Мусу Гареева в то время признали непригодным к службе и выгнали из рядов Вооруженных Сил. Для него это было большое потрясение. Долго он искал пути и способы, пока его не взяли обратно на какую-то совершенно ничтожную должность, когда убедились, что он сломлен морально. И действительно, в дальнейшем никаких героических черт характера Муса Гареев не проявил, был верным партии большевиков человеком.

Единственным человеком, на мой взгляд, который ускользнул от волны партийного воздействия, был Мустай Карим. Находясь на излечении в больницах и санаториях по многу месяцев, он был предоставлен сам себе и осмыслял опыт войны, надежды людей и таким образом сформировал новое мировоззрение. Я считаю, что как поэт он сформировался именно в это время. Он умер как пропагандист и воскрес как поэт.

И ярким тому примером служит стихотворение «Не русский я, но россиянин».

С одной стороны, это типичная пропаганда. Но мощный образ – «не русский я, но россиянин», вынесенный в заголовок, пронзает существо этой пропаганды, непротиворечивым образом соединяя в себе весь мир. Настоящая поэзия именно и состоит в создании образов, которые соединяют противоположности в единое непротиворечивое целое.

 

Основатель современной башкирской литературы

Мы знаем, что из себя представляла башкирская литература как орган пропаганды большевистских идей. И вот к ее руководству пришел настоящий поэт, который стал ее преобразовывать и в конечном итоге создал современную башкирскую литературу как художественное явление. То есть именно Мустай Карим и был и есть основатель современной башкирской литературы.

Благодаря ему такие гении как Рашит Назаров и Рами Гарипов не были немедленно отвергнуты и затоптаны, а вошли в литературу и стали известны народу.

Благодаря ему были заложены основы работы с молодежью, критерии, согласно которым в Союз писателей стали принимать настоящих поэтов и писателей.

Люди, которые упрекают Мустая Карима в преследовании того или иного писателя, не понимают, что Союз писателей был машиной по уничтожению настоящих талантов, что без него любой талант был бы немедленно растоптан, не то, что ему издали книгу или провели обсуждение.

Мустай Карим создал атмосферу, в которой стали цениться настоящие поэты, настоящая литература и смог донести это до народа. Какой ценой ему это удалось?

То есть Мустай Карим не только великий поэт, но и гений, который смог дать башкирскому народу современную литературу, и эта литература есть мощный инструмент познания мира и самого себя, это голос народа, голос живой и настоящий, вдохновляющий на жизнь и новые свершения.

Народ, у которого есть Мустай Карим – народ живой и могучий, это субъект истории, он смотрит в будущее широко открытыми глазами, с ясным пониманием своей исторической миссии.

 

Завершая обзор истории возникновения башкирской литературы

Это не значит, что все прекрасно и можно жить сложа руки. Борьба продолжается, потому что инструмент пропаганды тоже никуда не делся. Его роль продолжает быть весьма важной, он гнет под себя судьбы людей, есть многие и многие, кто связал с ним свою жизнь и преследует настоящие таланты, транслируя в общество собственную психопатологию, извращая правду, ломая и калеча природу человека и народа.

Но я верю, что подлинная литература победит. Иначе быть не может. Тому порукой прекрасная судьба гениального сына башкирского народа, великого поэта Мустая Карима.

 

Автор:Айдар Хусаинов