30.05.1986
«...последнее время мне кажется, что я начинаю что-то терять в моем «творческом» плане. Ну, во-первых, это однообразие тем. Вернее, тема теперь у меня одна – теперешняя жизнь. Во-вторых... Нет, главное, что я хочу спросить Вас (со стороны всегда виднее), а не повторяюсь ли я? Не жую ли одно и то же? А если так, то надо ли это? Интересно ли это кому-нибудь кроме меня да жены? И, вообще, стихи ли я пишу или так, что-то похожее? Может быть, стихи у меня немного получались раньше (как дань затянувшемуся юношескому возрасту), а теперь я повторяю свое (или что еще хуже – чужое) и ничего более? Пишу Вам вполне откровенно, т. к. сказать, что я недоволен собой – это совсем ничего не сказать. Пишу очень редко, но довольно быстро, а иногда и по нескольку дней. Читать некому. А если и читаю, то почти в «студенческой» компании. Так что их откликам не верю... Посылаю Вам еще несколько стихов. Возможно, некоторые пошлю Вам во второй раз, т. к. блокнот со всеми стихами у меня украли (крали-то не блокнот, а х\б. Просто в нем он был. Бог с ними. Надо – другие напишу. Не надо – тоже не беда). Короче, Иосиф Давидович, очень жду от Вас какой-нибудь весточки. Раз уж стали Вы поверенным души моей, то уж не бросайте. И еще, не обессудьте меня за мой почерк и тон письма: жара – сволочь, да и многое другое...
Прощание
Машины, на выезд!
Машины, на выезд!
Ночь плотной ладонью
закрыла глаза.
Ребята, вернитесь!
Живыми вернитесь.
Но кто
о смерти
сказал?
Закурим «Охотничью»
на прощанье?
Но в небе – ракеты,
как прутья у короба.
Рукопожатье твое,
как перчатку,
я не сниму
до приезда нескорого.
А в капсюлях звезд
ночь эта минная
пусть добрая будет
тебе
и тебе...
Машинные морды –
добрые,
милые.
А ну, погоняй
по песочной пурге.
Войдешь ты в ущелье,
как в посвященье.
Там немощен страх
и ужас там жухл.
Но дует в душе
в тревожные щели:
ты все же везучей –
я
тебя жду.
И чиркнул огонь,
как пламень былого,
из тяжких времен
пожарищ и лих.
Сияет, Россия,
в очах рядового
пыльной победы
неласковый лик.
Ночь миновала.
Следы просветлели.
Припадок природы – «афганец»
утих.
Ползет работяга-мураш из расселин...
Проводим,
чтоб встретить.
Встретив – уйти.
Перед казнью
Неустанно маятник тикает.
Звук растет,
как растет дыра.
В этой комнате очень тихо.
Там –
враг.
За окном бродят кошки черные,
воплощением мыслей чьих-то.
А по небу,
будто по коже,
кто-то болью огненной чиркает.
А когда на дверях
засов лязгает,
то в луче,
кое-как за(а?)левшем,
будто дети,
песчинки отплясывают
безмятежно.
Безмятежно.
И мелькает в глазах его страшное.
К воспаленному
будто
окну
приник кто-то ждущий
и страждущий,
и ушел,
устав,
себе вглубь.
* * *
Мелькают руки, будто в драке.
В солярке прядь
и воронА.
Мир держится на вас,
трудяги!
И держится на вас война.
Товарищ старший лейтенант,
от ваших рук
вокруг
рябое.
Ваш мир,
я думаю,
война.
Вы возражаете:
работа!
Разбить сады назло всем сварам –
вот ваши ратные труды.
Глаза застенчивы
от сварки
я прячу,
как от наготы.
Запомню на запястье жилки,
что бьют, как чистые ключи.
Трудягами живем
и живы.
Запомню,
чтобы научить.
И ваш комбинезонец ветхий,
порезы,
шрамы –
их штук сто.
Бессонные
малиновые
веки,
как лепестки целебнейших цветов.
Однополчанину
Мы вспомним с тобой –
обхохочемся
над жарью
и пылью пехотною.
Как мы давились «Охотничьими»,
хоть не были в жизни
охотниками.
Но не были мы
и добычею.
Мы были обычными,
русскими.
Мы были тем необычные,
что знались
с автоматными
ручками.
Мы вспомним
и может поплачем,
что кончилось все
и не кончилось.
Что в жизни походно-палаточной
селилось в нас мужество
с корчами.
И как по пустыне пестованной
проклятьем и потом
проехали.
Машина мчалась под сотню,
а мины — в обратной проекции.
А как выворачивал веки
своих лепестков тот цветочек.
Домой
себе в сад
ты навеки
хотел.
Он не хочет.
Ему милее пустыня,
азиатского
желтого тона...
А все ж согласись,
что красивей
таких цветов
нету дома...
Мы так наглотались песку,
что стали часами песочными.
Шуршит песочек секунд:
до дома осталось
вот столечко.
Розы революций
Мы идем по пустыне к солнцу.
Минареты,
мечети
и клубы...
Мы в пыли,
как в угаре,
мы в соли.
И арык,
как отравленный кубок.
Налетевший «афганец» вколачивает
нас в песок,
как серые гвозди.
Мы в ремни вцепились
«Калашниковых»
по-бурлацки,
с решительной злостью.
Мы страну эту тянем к свободе,
забывая об этом подчас.
Только плечи порою так сводит.
Очень много на этих плечах.
Мы пришли сюда пацанятами.
Знали все
и совсем ничегошеньки –
революцию по году семнадцатому.
А узнали по году
сегодняшнему.
Мы идем по камням ли,
песку ли...
Только вдруг,
как потеря сознания,
будто кровь в глаза нам плеснули –
это розы
цветут
на развалинах.
Видно, кровь наших всех революций
пропитала розваль паршивую...
Свои головы
к ним
развернули,
будто маршем почетным
прошли мы».
14.07.1986
«...Не сочтите за пустую сентиментальность, но, ей-богу, письмо Ваше меня окрылило (не подыскал другого слова). Тут я еще великую глупость совершил: отсылал свои стишата в «Юность» (в декабре). Одновременно с Вашим письмом получил естественный отказ, аргументированный моей худ. незрелостью. Так что скучную кислоту их рецензии весело нейтрализовала щелочь Ваших рассуждений (пишу, как профессионал-аккумуляторщик).
Иосиф Давидович, а судить меня и мои стихи нужно только с точки зрения поэзии. И не иначе. Ведь и агитки Маяковского (вот, теперь приплел авторитета) остались полупрощенными, не глядя на то сложное время. А то, что здесь творится, важно только с точки зрения, как об этом написано. Вы правы, я тоже начинаю бояться того, что скачусь до уровня тех репортажей, которые пишут про здешние места. Главное сейчас: не переступить грань между необходимым охудожествлением и явным сладким враньем. Ведь если писать правду, то получится полуматерщина, за которую и сесть недолго. Но и врать неохота. Наверное, надо на все посмотреть не отсюда. Но тогда приходится ждать еще год! Так и буквы позабуду. Поэтому пишу «отсюда». И еще что. Чувствую, что мои стихи сейчас похожи на проволоку, которую размотали. А настоящие стихи – это моток колючей проволоки, смотанный изящным образом, так что начало соединяется с концом и с серединой. И, вообще, прорастает. Вам, наверное, смешно читать мои рассуждения. А мне надо – выговорюсь.
А дома, Иосиф Давидович, у меня все в порядке. Марья растет – уже 2 с половиной годика. Жена работает в школе. Нравится. Через три дня буду чествовать свой «юбилей» – 25. Для меня это, конечно, как семикласснику в детсаде хоровод водить. Но «таково селяви». Был недавно на дороге 17 суток. Съездил удачно. Все в порядке. Было весело и интересно...
Моментальный снимок
Колонна тянется.
Парит.
Без сигарет я загрустил.
Протягивает свой «Памир»
теперь знакомый мне грузин.
Что говорим?
Конечно, дом
и виноградная лоза...
И бродят молодым вином,
еще тоской,
его глаза.
Хлебнул, видать, немало лиха:
вино зрачков чуть-чуть кислей.
Жарою стянута улыбка,
как веревочкой кисет.
Ночной обстрел
Сверчки тянут песню
уныло-стоячую
внутри тростникового лога?
Или земли дыханье свистящее?
Дыханье простреленных легких.
Время подумать мне не хватило.
Вдруг время (времени?)
вовсе
не стало:
белое-белое накатило.
Я утром понял:
из стали.
А ночью казалось кустами сирени.
Мгновенными кустами.
Из ничего вырастали свирепо.
Я утром понял:
из стали.
И кто-то дерзкий над нами
встал,
оградою гор
пространство отмерив.
Ночь расцветала, как призрачный сад.
Я утром понял:
сад смерти.
И щебетали,
как птицы,
осколки,
красные клювы вонзавшие смело
в землю,
в тела, в траву подростковую.
Я утром понял:
сад смерти.
Но не было страха.
Был этот сад.
И тело казалось провидчески мудрым.
Над хаосом встали
судьей
голоса.
Я утром понял,
что утро.
И еще одно, слава богу, не военное.
Единственная
Мне б в ладонях,
как спичку от ветра,
уберечь глаза твои высшие.
За три тысячи километров
о любви моей
выслушай.
Улыбнись,
отпусти прегрешения,
что порю любил не по-доброму.
Но тебя знал Единственной женщиной.
Остальные –
твои подобья.
Вечереют очи любимые.
Кто мне скажет цену разлуки?
Надвигается ночь черной льдиною,
месяц,
будто краешек хрупкий.
И висит звезда на соломинке –
красота с вершин своих спешилась,
а в суставах черемух заломленных
просыпаются силы нездешние.
Я закрою тебя от черемухи:
красота для двоих,
а мы порознь.
Будет ягода изчервленной,
если кто-то в цветенье
боль вспомнит.
Но спасти не сумею от боли.
Я сам вечерею,
Единственная.
Если выживу –
только любовью,
будто искра,
искренней-искренней.
А насчет спектакля, Иосиф Давидович, наверное, не надо. Во-первых, я не уверен, стоят ли мои стихи этого, а, во-вторых, все это стоит времени. Вашего времени. А ну их к бесу, лишь бы писались... Иосиф Давидович, о Вашем стихотворении. Если честно, то сразу понять мне трудно (я и сам чувствую, что начинаю тупеть. Делаю такие идиотские ошибки и не могу высказать простейшую мысль). От Вашего ст-я у меня впечатление тростниковых зарослей: очень трудно пробраться, но зато какая гармония в их сплетении. И еще что, недавно (но до Вашего письма) у меня тоже было ст-е, которое неизвестно чем напомнило мне Ваше. Хотя и глубина, и метод абсолютно разные. Вот оно:
Берега этих лет
круты и обрывисты.
Ты не можешь спуститься ко мне
и испить.
Только ветер по травам
рыскает-рыскает,
только ночь на коленях полян синих спит.
Коронованы мы одною разлукою,
самодержцы всея Любви и тоски.
Ты идешь вдоль теченья по берегу хрупкому,
а в губах, как в ракушке,
стон свежий стих.
Родная моя,
тебе занедужилось?
Родная моя,
держись реки.
Ветра осталось
на две понюшки.
Разлуки осталось
на две руки.»
Стихи Александра БАННИКОВА
Продолжение следует…