Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
18 Декабря 2020, 19:00

Завещание помещицы Бекетовой – завещание писателя Круля

Сергей Круль «… любящим сердцем пишет художественную летопись своего родного города». Петр Федоров

В Уфе простились с известным писателем, бардом, музыкантом, краеведом, общественным деятелем Сергеем Леонидовичем Крулем. Он скончался 22 ноября 2020 года после болезни, ему было 67 лет.
Сергей Леонидович оставил интересное литературное наследие: ряд рассказов, несколько повестей, действия в которых разворачиваются в Уфе, и множество статей, касающихся истории нашего города. Особо любима уфимцами его песня – гимн «Я родился в Уфе».
В память о писателе захотелось обратиться к его произведениям, что-то перечитать. Более шести лет назад вышла его книга «Завещание помещицы» с одноименной повестью, рассказами и повестью «Девушка в синем».
Вспомнилась презентация этой книги, она прошла 11.04.2014 года в малом зале Молодежного театра Уфы. Артисты театра разыграли отрывки из повести «Завещание помещицы», текст от автора произносил Народный артист РБ, мастер художественного слова Александр Донгузов.
Сергей Леонидович много пел, рассказывал о своем творчестве. Поздравить писателя пришли друзья, историки, литераторы, краеведы – все, так или иначе, его читатели.
Ценным было выступление литератора, библиографа, краеведа Петра Ильича Федорова. Его профессиональным аналитическим текстом предварена представляемая книга.
Историк, известный краевед Павел Владимирович Егоров сообщил дополнительные факты об исторической личности – И.И. Бекетовой, ее обширной, многолетней благотворительной деятельности, в частности, об участии в восстановлении Уфы после пожара 1821 года.
* * *
Как читатель и краевед, хочу поделиться впечатлениями о произведении «Завещание помещицы», фабула которого имеет реальные корни: владелица Богоявленского и Симского железоделательных заводов (унаследованных от отца И.С. Мясникова) Ирина Ивановна Бекетова в 1821 году пожертвовала 25 тысяч рублей на строительство в Уфе слободы для погорельцев.
Проживала она в Подмосковье, но была и хозяйкой села Бекетово: «Под Уфой деревеньку держу», – читаем в повести. Ирина Ивановна знала и любила город: «Чудный деревянный город, красавица Уфа, и погорела?», «Второй пожар за 5 лет», – с укоризной произнесла она.
Ее реакцией на трагическое событие было не только сочувствие, но и деловое участие.
Бекетова вручила губернатору Наврозову «увесистую сумку с деньгами» со словами: «Люблю ваш город, он мне, как родной! Пусть растет Уфа и поднимается краше прежнего». И строго добавила: «Чтобы ни один рубль мимо не прошел. Самолично проверю». Так, по мнению автора, выразила свои чувства Бекетова. Улицу с новыми домами в честь благодетельницы назвали Бекетовской. Переименование в Социалистическую произошло после революции. Ныне она носит имя поэта Мустая Карима.
Дополнять исторические факты воображаемыми житейскими подробностями, оживлять диалогами, перемежать былое с настоящим – прием в искусстве не новый и всегда с интересом принимается читателем. Вспомним «Визит к Минотавру» братьев Вайнеров, кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» и др. Да и ранее С. Круль в своем произведении «На углу Социалистической и Бекетовской» (2004), перемешав эпохи, свел близ гостиницы «Башкирия» современного героя и бородатого городового с керосиновым фонарем в руках. Выбранный жанр Круль назвал «фантазией на историческую тему».
В «Завещании помещицы» автор художественную фантастику сочетает с детективной линией, да и краеведческого азарта не пожалел. В итоге – чтение не только захватывает, но и пробуждает интерес к более детальному изучению событий давнего времени.
На страницах повести читатель встречается с лицами, проживавшими когда-то в Уфе и губернии. Это гражданский губернатор Матвей Андреевич Наврозов, военный губернатор Оренбургской губернии Петр Кириллович Эссен,
владелец горных заводов на Урале и меценат Иван Семенович Мясников. Литературный образ Ирины Ивановны Бекетовой, благообразной пожилой женщины, дополняется достоверными данными из ее биографии, сообщениями о благих делах: строила школы, переселяла крестьян, возводила и подновляла церкви не только на своей родине в Симбирске, а и в Подмосковье, на территории Уфимской (тогда Оренбургской) губернии.
В наших краях Бекетова единолично возвела 4 каменных храма! Ее средства вошли и в строительство уфимского Спасского храма. Церкви в Миньяре, Иликово сохранились до наших дней. Эти данные в 2012 году опубликовал вышеупомянутый П. Егоров в статье «Эта женщина достойна памятника». Наверняка этот материал запал в душу Сергея Леонидовича, вдохновил на художественное воплощение темы.
Автор в повести ведет не только сюжетную линию, его занимает и городской пейзаж: перо ловит «истощенное бледно-синее небо» или радуется солнцу, которое «щедро разбрасывает сладкие и томные лучи». В садах «заливаются соловьи», в воздухе «суетятся проворные ласточки», «вспыхивают сиреневые сумерки».
Привлекательны и информативны этнографические описания, показан быт простого люда, купечества, обороты речи жителей XIX века. А как тепло тогда произносилось: «Князь уфиНский!
Развивая сюжет, автор отправляет своего героя в Подмосковье, в имение помещицы Бекетовой… А читатель знакомится с удивительным подмосковным селом Зюзино, с его Медовым (в прошлом рыбным) озером, со старокаменной Борисоглебской церковью, где молилась Бекетова. Эта церковь, постройки 1688 года, была, как читаем в повести, «с высокой подклетью, широко посаженная, с восьмериком, украшенным белыми фигурными колоннами, увенчанная золотой маковкой и смотрела тяжело и нежно с тайным укором, источая загадочное дыхание веков». Интересно, что Зюзино, Медовое озеро и Борисоглебская церковь существуют и поныне.
Не случайно эти персонажи повести однофамильцы. Кроме фамилии их объединяют единомыслие и социальная позиция – помогать, спасать, сохранять. Иван даже задавался вопросом: «Откуда у него такая тяга к старине, к таинственной Бекетовской улице? Может, он один из последних потомков Ирины Ивановны?» И друзья считали, что «Никто еще не переупрямил Бекетова в пристрастии к Уфе».
Совпадение имен некоторых других действующих лиц с именами сегодняшних уфимцев, схожесть названия общественных групп по сохранению старины тоже не случайны, они доказывают наличие неравнодушных людей к судьбе города в разные времена.
Автор в произведении показал, что реальное историческое лицо – И.И. Бекетова своим гражданским подвигом – щедрой жертвенностью и напутственными словами – оставила потомкам нравственное завещание: беречь город.
Слова завещания помещицы в повести таковы: «Улица, дарованная Уфе помещицей Ириной Ивановной Бекетовой, жива будет до тех пор, пока стоит в сохранности хотя бы один дом, построенный на средства благодетельницы. Ежели ни одного дома не останется, погрузится улица во тьму и исчезнет. Да и Уфа после этого осквернения недолго проживет».
Финал повествования трагичный. Иван Бекетов, не найдя союзников, не сумел отстоять последний бревенчатый дом на улице.
Любуясь ночной Уфой, которая «… лежала, разметавшись в сладком сне, и казалась спящей царевной из сказки Пушкина», он вдруг уловил нарастающий гул… Сбывалось пророчество помещицы… «Земля стала разделяться глубокими трещинами, образовавшийся остров, как гигантский лифт, погружался в нескончаемую пропасть». «С востока наползало багряное облако, словно сошедшее с картины Брюллова «Гибель Помпеи». Город пропал в пыльной буре навсегда».
* * *
Основной герой настоящей повести – сам город. Понятно, что перед нами повесть-назидание, повесть-предупреждение, и конец произведения не столько пессимистический, сколько настораживающий. Погорелец Степан из повести – трудяга и преданный своему городу человек, покидая с семьей пепелище, верил, что «город будет жить».
Иван Бекетов по воле автора не раз попадал в трудное, даже опасное положение. И в нынешней Уфе: активно действующие краеведы, и небезразличные горожане прикладывают неимоверные усилия, чтобы не допустить сноса памятников архитектуры, чтобы сберечь историю города или отдельного дома, увековечить значимые имена.
Задачей автора было – отразить в прозе трагическое событие Уфы, донести этот факт до широких читательских кругов и через книгу нацелить нынешнюю уфимскую общественность, городскую администрацию на сбережение старины, сохранение памяти о людях, которые делом доказали свою любовь к малой родине.
Устами своего литературного героя Сергей Круль провозглашает: «Никогда настоящее не станет будущим, если оно попирает прошлое».
1 июня 2021 года исполнится 200 лет со дня разорительного пожара в Уфе.
Лариса МИХАЙЛОВА
Читайте нас: