Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
16 Июля 2020, 20:05

Аксаковедение. Младший правнук «Багрова-внука» – композитор Сергей Сергеевич Аксаков. Часть первая

Славная дворянская фамилия Аксаковых дала России не только знаменитых писателей, мыслителей, государственных и общественных деятелей – сегодня уже мало кто знает, что в аксаковском роду был и талантливый композитор Сергей Сергеевич Аксаков (1890/1891–1968) – хорошо известный в харбинской и шанхайской эмиграции, а затем и в Советском Союзе.

С.С. Аксаков, принадлежавший к уфимско-самарской ветви рода, – правнук знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, внук оренбургского, уфимского и самарского губернатора Григория Сергеевича Аксакова, сын земского деятеля Сергея Григорьевича Аксакова. 27 лет Сергей Сергеевич прожил в Российской Империи, затем несколько лет – в послереволюционной России, потом более 30 лет в эмиграции – в Китае (Харбин и Шанхай) и, наконец, еще 14 лет в СССР (г. Тара Омской области и Минск). Имел трех дочерей: Веру (от 1-го брака), Ирину и Ольгу (от 2-го брака).
Сохранилась фотография, на которой бородатый дедушка (а это Григорий Сергеевич Аксаков) бережно держит у себя на коленях двух маленьких внучат: Машу и Костю. При его жизни, в 1890 г. по старому стилю (в 1891 г. по новому стилю), успеет родиться еще один его внук – Сережа. Таким образом, получается, что Сергей Сергеевич Аксаков ровно на сто лет младше своего знаменитого тезки-прадедушки.
Сергей Сергеевич Аксаков родился 24 декабря 1890 г. в Самаре в семье коллежского секретаря Сергея Григорьевича Аксакова. Мать Серафима Ивановна, урожденная Свешникова, дочь контр-адмирала Ивана Ивановича Свешникова.
(Из воспоминаний дочери композитора Ирины Сергеевны Аксаковой, записанных с ее слов в городе Лобне Московской области в 2006 г.: «Вспоминал тихого отца и властную мать, дочь контр-адмирала Свешникова. Дети ее боялись. В день ее именин съезжались гости со всей губернии, и в имении палили из пушек»).
Родители окрестили сына 6 января 1891 г. в Самарской Преображенской церкви. Восприемниками были: дядя по матери – приват-доцент Императорского Санкт-Петербургского университета, титулярный советник Митрофан Иванович Свешников и сестра отца – Ольга Григорьевна Аксакова, любимая внучка писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
(Из воспоминаний И.С. Аксаковой: «Вспоминал Ольгу Григорьевну, свою тетку и крестную мать. Она известна всем как любимая внучка С.Т. Аксакова. Папа был ее любимым племянником, именно ему она хотела оставить наследство. Папа с юмором вспоминал ее прижимистость, как она ездила в Страхово в поезде третьим классом»).
Сережа был не первым ребенком в семье. Старшей Марии в это время было почти 6 лет, а Константину шел третий год. Семья большей частью проводила время в Петербурге и Москве, а летом – в своем самарском имении Страхово. Определением Самарского дворянского депутатского собрания от 16 сентября 1900 г. Сергей Сергеевич Аксаков был внесен в VI часть дворянской родословной книги по Самарской губернии.
У маленького Сережи рано проявились музыкальные способности. Сказались семейные традиции: отец будущего композитора также был неравнодушен к музыке и прекрасно играл на скрипке. В семье Аксаковых уже был один одаренный музыкант – Михаил Сергеевич Аксаков (1824–1841), четвертый сын С.Т. Аксакова. Иван Сергеевич Аксаков позднее вспоминал, что «знатоки музыки сулили ему блестящую артистическую будущность». Однако 16-летний Михаил, простудившись, скоропостижно скончался на руках брата Ивана.
Позже композитор Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956) в своих мемуарах напишет следующее: «В Москве жила семья Аксаковых из рода известного писателя-славянофила. Семья состояла из отца с матерью, дочери и двух сыновей. Они занимали барский особняк на Пречистенке и жили широко, не стесняясь в средствах, которые им давало их большое имение в Самарской губернии. Я был приглашен к ним для занятий по фортепиано и теории музыки с младшим сыном Сережей, весьма одаренным мальчиком. Отец, Сергей Григорьевич, доброй души человек, несколько болезненный, занят был делами по управлению своим имением. Мать, Серафима Александровна, – живой нерв семьи, умница, с большим интересом относившаяся ко всему, чем жила тогда Москва и в сфере искусства, и в сфере политики. <…> Я очень подружился с этой семьей, члены которой все были мне в высшей степени симпатичны. Дочь, Мария Сергеевна – красивая девушка, олицетворение доброты, изящества и врожденного благородства души; Костя, всегда приветливый, веселый, унаследовавший от матери способность к юмору, мальчик; и вообще крепкая спайка и необычайно гармоническое сочетание душ всех членов семьи влекли меня в этот дом и я часто бывал у них запросто по вечерам, когда освобождался от своих занятий, иногда вместе с женой Верой Ивановной. <…> Хлебосольные Аксаковы нередко устраивали у себя вечера с большим количеством приглашенных, – и молодежи, и стариков. Устраивались иногда и костюмированные балы. <…> Аксаковы всегда с особенным вниманием относились ко всему, что касалось моего творчества <…> Сережа начал делать у меня уже заметные успехи, когда мне пришлось покинуть Москву ради Берлина».
(Из воспоминаний И.С. Аксаковой: «<…> часто приходят письма из Америки от папиного учителя А.Т. Гречанинова. Он присылает свою книгу, в которой целая глава посвящена семье Аксаковых и их имению Страхово, где он часто бывал. Но поскольку он был обижен на большевиков и критиковал советскую власть, уезжая из страны, эту книгу мы оставили в Шанхае»).
(См.: Гречанинов А.Т. Моя музыкальная жизнь. Париж: [б. и.], 1934. 151 с.; Гречанинов А.Т. Моя жизнь. New York: Изд. «Нового журнала», [1951]. 153, IV с.; Гречанинов А.Т. Моя жизнь. Санкт-Петербург, 2009. 240 с.)
Татьяна Александровна Аксакова (урожденная Сиверс) тоже вспоминала о С.С. Аксакове: «У Сергея Аксакова было круглое лицо с тупым носом и очень маленьким ртом. Он отличался серьезностью, медлительностью и с важным видом говорил: “Мы очень древнего рода!” Ухаживая за Наташей Востряковой, он называл ее “Феей с Собачьей площадки” и на Новый 1908 год прислал ей странное поздравление. На визитной карточке своего деда, где было напечатано “Григорий Сергеевич Аксаков Самарский губернатор”, он зачеркнул тонким штрихом имя и добавил “внук его”» (Аксакова (Сиверс) Т.А. Семейная хроника. В 2-х кн. Кн. 1. М., 2005. С. 113).
По настоянию отца, как это было заведено в аксаковском роду, Сергей в 1911 г. поступил в Императорский Александровский лицей для получения высшего юридического образования. Переехав для учебы в Петербург, он продолжил музыкальное образование в области композиции и оркестровки у профессора Петербургской консерватории С.М. Ляпунова (ученика С.И. Танеева и П.А. Пабста), продолжателя традиций «Могучей кучки». Уже тогда обозначились музыкальные пристрастия Сергея Сергеевича, отдававшего предпочтение камерной музыке.
23 мая 1914 г. С.С. Аксаков окончил Императорский Александровский Лицей и был утвержден в чине губернского секретаря и определен на гражданскую службу в отделение свода законов Государственной канцелярии.
Но еще в начале 1914 г. Аксаков окончательно определяется с выбором: посвятить себя полностью музыке и ее служению. Первую половину года молодой композитор самостоятельно концертировал в Москве, Минске, Киеве и других российских городах. Музыкальные произведения молодого композитора стали публиковать в Петербурге и Киеве, главным образом, в издательстве В.Л. Идзиковского.
В том же году Сергей Сергеевич женился на соседке по самарскому имению Вере Евгеньевне Усаковской (родившейся 19 июня 1891 г.). Н.Н. Мазараки указывал, что брак был заключен в 1914 г. (Мазараки Указ. соч. С.50, дочери генерала от инфантерии РГИА. Ф.1162. Оп.7. Д.14. Л.22 об.)
Она была состоятельной невестой – в 1915 г. ей принадлежало 1500 десятин земли при селе Ключи Бугурусланского уезда Самарской губернии (РГИА. Ф.1162. Оп.7. Д.14. Л.23)
Жених так же владел значительным земельным участком в 3000 десятин земли при селе Страхове Бузулукского уезда в той же губернии (РГИА. Ф.1162. Оп.7. Д.14. Л.22).
В 1916 г. у молодоженов родилась дочь Вера.
Как писал в автобиографии сам Сергей Сергеевич, в 1918 г. отряд был расформирован. Он уехал в Куйбышев (Самару), а оттуда с семьей в Харбин, куда прибыл «легально» в 1920 г. Н.Н. Мазараки со ссылкой на Памятную книжку лицеистов за рубежом (Париж, 1929 г.) указывал, что в это время С.С. Аксаков был в армии адмирала А.В. Колчака.
В Китай Аксаков прибыл с остатками беженцев из Владивостока, с женой и дочерью. Положение русских эмигрантов в Шанхае и Харбине первое время было гораздо тяжелее, чем положение их собратьев в Европе. Отсутствие жилья, работы, средств к существованию – вот те главные проблемы, которые приходилось решать совершенно не приспособленным к этому русским людям.
В Харбине Аксакову пришлось работать на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), где он заведовал климатическими станциями сначала временно, а 1 января 1927 г. был зачислен в штат. 23 февраля 1928 г. он стал временным агентом Экономического бюро, откуда уволился 1 февраля 1929 г. (РГИА. Ф.323. Оп.5. Д.922. Л.64; Д.961. Л.13).
Но если внешне жизнь устроилась, то в личной жизни все было не так просто. Радовала дочка (ее всегда, даже когда она была взрослой, звали Лялей, чтобы не путать с мамой Верой Евгеньевной), а с женой взаимопонимания не было. Хотя отец (со слов дочери Ирины) не был безгрешен, он выступал против развода. Тем не менее, по настоянию жены в 1927 г. они разошлись, и Вера Евгеньевна связала свою дальнейшую судьбу с состоятельным эмигрантом Василием Ивановичем Лавровым.
Харбин в 20-е годы XX века называли столицей «Русского Китая». По разным оценкам там проживало от 100 до 250 тысяч русских. Однако после гражданской войны (1922) и передачи КВЖД под совместное советско-китайское управление в 1924 г. обстановка в Харбине становилась все напряженнее. Бывшие царские служащие были уволены или находились под прямой угрозой увольнения. Многие русские эмигранты стремились переселиться в более богатый и обеспеченный Шанхай. Политическая нестабильность, невозможность найти применение своим талантам и знаниям заставили Аксакова вместе с целой плеядой способных музыкантов решиться на переезд в Шанхай.
Сергей МОТИН
Продолжение следует…
Читайте нас: