Ты сядешь ко мне на колени,
Придвинешь с улыбкой уста
И в несколько быстрых мгновений
Вдруг станешь невинно чиста.
Прильнёт и сольётся со мной,
И плыть по небесному своду,
По Млечному — томно — Пути,
Когда же — как прихоть младенца —
Нахлынет и схлынет волна,
Ты вырвешь горячее сердце
И выпьешь все небо до дна.
Поговорим о лирической героине стихотворений Айдара Хусаинова. По оценке Алексея Кривошеева: «вообще, в стихах А. Хусаинова женщина рисуется не слишком благородным существом. Героиня его, мягко говоря, не всегда способна на самопожертвование, напротив, она представляется слепым орудием первобытной природы, рока, лишенного души и милосердия… Пушкинского идеала (Татьяны Лариной) у А. Хусаинова мы пока не находим».
Женщина в стихах А. Хусаинова не идеальна, и, вероятно, никогда ей не станет. Это воплощение тех самых единства и борьбы противоположностей, и в ней все: от ада до рая. Она дарит своему возлюбленному все: от беспредельного счастья до бездны отчаяния, вечно юная и мудрая старуха, противоречивое, загадочное создание. Сивилла. Богиня.
Я был женат, я жил в Аду,
Им волю дай — средь бела дня
Годами я рыдал как зверь,
Ломился в запертую дверь,
Я был женат, я жил в раю,
И большей нежности в душе
По тонкой красной линии —
Ешь меня красивая горящая огнем
Пей меня чудовище спасение мое
Держи меня как веточку оливы голубок
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
Ох дай увидеть красоту твой самый яркий
Дай увидеть самому чем славен Вавилон
Покажи мне медленно увидеть я готов
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
Ешь меня счастливая как свадебный пирог
Пей меня нежнейшая еще не вышел срок
Мы оба так невинны все и так полны виной
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
Ешь меня за ради деток что хотят прийти
Пей меня ведь нет преграды больше на пути
Защити еще немного ведь не осталось слов
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
Ешь меня красивая горящая огнем
Пей меня ужасная спасение мое
Голыми руками или нежно ты убьешь
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
Дай мне жить пока в тебе еще горит любовь
В моей извилистой судьбе.
Куда б ни шёл я, но упрямо
Все получалось, что к тебе.
Ну вот такое чудо в перьях,
В одну Любовь и стоит верить,
Благодарю за то, что было,
За то, за се, за все дела.
За то, что сразу не убила,
Самообман, сплошная муть.
Когда-нибудь, кому-нибудь.
Я буду жить в хорошем доме
И будет солнце, как на троне,
Сиять и плакать надо мной.
В своем исследовании Алексей Кривошеев дает высокую оценку стихотворению «Видение отроку Варфоломею». Он пишет: «…замечательные, исполненные драматизма, русские по духу стихи», и «глубокие, и вместе с тем “правильным” русским языком написанные стихи».
Видение отроку Варфоломею
Мать рушник вышивала ночами,
Распускала под утро, глядела
Кто-то слезы увидит — не дело.
Но в лесу куковала кукушка,
И петух закричал на рассвете,
И просохшая вроде подушка
Голове не давала мыслете.
Собрала она сына в дорогу,
На заре за околицу вышли.
Вот и кончилось детство, ей-богу,
Как кончаются пьяные вишни.
Обняла и легонько толкнула,
И пошёл он к далёкому лесу.
Что-то красное только мелькнуло,
Что-то белое скрыла завеса.
Где в лесу сенокосны угодья,
Где дубы изготовлены к битве,
Повстречается Ангел Господень,
Он свершает на требу молитвы.
Он рушник с тонкой шеи потянет,
Он прочтёт — Божья Дева Мария!
Что же сыну любимому станет?
Для чего изготовлена выя?
Кто великой любви соприроден,
Красоте кто стремится от века,
Тот услышит вдруг голос Господен,
Божий свет озарит человека.
Отодвинется Ангел покорно —
Дал судьбу человеку Всевышний.
И пойдёт он дорогою торной,
Наступая на пьяные вишни.
Только ли русским духом или «правильным» русским языком покорят читателя эти стихи? Думаю в первую очередь это высокий образец духовного, религиозного стихотворения. Есть современные, в том числе и уфимские поэты, в стихах которых можно найти христианские темы и сюжеты. И сколь часто в них присутствуют одни лишь констатации, употребляются термины и понятия, но нет главного – глубокого осмысления, чувства. Но к счастью, есть и талантливые духовные поэты, такие, как Алексей Кривошеев и Айдар Хусаинов.
Сборник «Адреналиния» не большой, в нем 30 стихотворений, написанных в 2015 – 2017 годы. Айдар Хусаинов не относится к поэтам, пишущим километрами строк. В год он пишет 10–15 стихотворений, но это «концентрированная» поэзия. В каждом стихотворении любитель поэзии найдет столько интересных поэтических находок, смыслов, чувств, раздумий, прозрений. И это современный и очень самобытный автор. Но для иного читателя, привыкшего к сладенькой поэтической водичке, они «плохо усвояемы». Требуют определенной интеллектуальной и читательской подготовки, а также серьезного сотворчества, желания понять, и главное, принять. В небольшом сборнике нашлось место, кажется, всему: здесь и глубокие философские и духовные стихи, любовная лирика, отражение современных событий, осмысление места человека в эпоху Интернета и соцсетей. Завершается сборник прекрасным, истинно хусаиновским стихотворением «Новый год». Анализируя его, Алексей Кривошеев размышляет о аналогиях с библейским Апокалипсисом и пишет: «возможно, эти стихи – отголосок библейского пророчества: “Спасётся тот, кто претерпел до конца”. Так я их услышал». Хочу добавить немного своего видения. Многие не любят мрачные предновогодние месяцы ноябрь и декабрь, и это было с глубокой древности. Людей охватывало уныние. Но грозным картинам предновогоднего ожидания Армагеддона в начале стихотворения противопоставлен приход долгожданного Нового года и надежды на возрождение: «И встанет солнце Красное, как Знамя, // И Солнце красное, как облако, взойдёт // И с чудными волшебными плодами // Придёт на землю снова Новый год». В этом стихотворении вечные Вера, Надежда, Любовь и их мать – София-Премудрость.
Лесов осеннее багряно-желто Знамя
Отшелестело с четырёх сторон.
Под первый снег уложат нас рядами,
Под Новый год идёт Армагеддон.
Кто нас любил, кто нас кормил руками,
Кто с нами спал, чей мы слыхали стон,
Те стали всадниками с красными крылами,
Под Новый год идёт Армагеддон.
Ведь мы теперь на пажитях господних,
Огнём невиданным сияет всякий взор.
Четыре всадника, умелых в деле сводни,
Мечом и стрелами отменят всякий вздор.
И встанет солнце Красное, как Знамя,
И Солнце красное, как облако, взойдёт
И с чудными волшебными плодами
Придёт на землю снова Новый год.
Вся наша боль, вся кровь и униженье,
Вся наша боль и горе нелюбви,
Вся наша скорбь, все наше пораженье,
Исчезнет всё, и влагою живи -
тельною Красною прольётся,
Она собой насытит небосвод,
И первозданно жизнь опять начнётся,
И вновь придёт на землю Новый год.
В заключение хочу еще раз сказать о том, что исследование Алексея Кривошеева – большой, серьезный, интересный литературоведческий труд. И это не первая статья Алексея Кривошеева, посвященная творчеству современных, талантливых уфимских литераторов. И хочется надеяться, что он продолжит эту многотрудную работу.
С неизменным уважением к автору.