Теперь, когда мы разобрались с терминами, нужно собраться с мыслью и подумать: не умер ли этот великий жанр фэнтези? Каждый человек где-то глубоко на задворках своего сознания осознаёт, что подразумевает под собой «магическое приключение», фактически монополизированное Толкином – это своеобразный средневековый квест, со свойственными магическими посохами, поющими мечами, непрерывно скачущими как Сивка-бурка эльфами и прочими атрибутами (если хотите их всех упомнить, то Толкин в помощь). Но как давно перестал существовать подобный «героический эпос» в чистом виде, чтобы с мечом и под знамёнами да на армию гоблинов или на дракона, али ещё лучше – развесёлой компанией да к вулканчику чисто бижутерию выкинуть? Вот о чём я говорю: канонический вид фэнтези, боюсь, уже никого не прельщает. Посмотрим на современные образчики жанра: то там, то тут чужеродные частички – здесь у нас низкопробный детектив, а здесь вроде хоррор, а вон там вообще замах на Эмануэль (да, есть и такое!).
Но, конечно, большой популярностью пользуются сатира и юмор. Причём ирония в основном направлена на клише и штампы классического фэнтези. Данная тенденция поразила все, что создавалось в этом жанре: от художественной литературы (с неё, собственно, всё и началось) и до компьютерных игр.
Обратимся хотя бы к творчеству небезызвестного Терри Пратчетта, в самой основе которого лежит ирония и сатира над «классикой жанра», так сказать. И вроде и драконы на месте, и варвары всё ещё геройствуют, но ведь это уже не то самое, эпическое приключение ценою в жизнь, к которому мы все давно привыкли. Это совершенно новый вид фэнтези: здесь волшебник слушает не разум, а инстинкт самосохранения, ведь, как говорится: «В жизни всегда есть место подвигу. Главное – держаться от этого места подальше». В общем, сплошная логика – не чета безрассудным Гендальфам!
В индустрии компьютерных игр ситуация такая же. Взять хотя бы знаменитый «Overlord» (о котором мы подробно говорили в отдельной статье), сценаристом которого, кстати, была дочь Пратчетта – Рианна*: гномы, любители драгоценных каменьев и золота, стали просто злостными «жлобами»; эльфы – возвышенные пацифисты и все как один гринписовцы; хоббиты – те вообще за вкусную еду матушку родную продадут; даже орки на фоне этого «магического зверинца» выглядят безобидными. Вот так взглянешь на этот мир иронии и становится страшновато, но, если задуматься, когда было по-другому?
Да, фэнтези – весьма специфичный жанр: он местами наивен, может, чересчур слащав, напичкан моралью и традиционной «зловещей рукой Тьмы». Но с другой стороны – разве не мы недавно «кайфовали с него» (некоторые до сих пор кайфуют, вот к ним претензий у меня нет)?
Ведь, если задуматься, то в этой наивности и черно-белой морали и была прелесть жанра! В витязях эпоса мы должны были видеть эталон мужества, справедливости и храбрости, в магах и чародеях – мудрость и рассудительность. Персонажи фэнтези созданы с одной целью – как герои древних эпосов – учить людей совершать подвиги, быть опорой для своих близких, не пасовать перед трудностями и всегда иметь план «Б» (на случай, если Орлы откажутся нести в Мордор и придётся на своих двоих). Это тот жанр литературы, который не стыдится быть наивным, потому что он целиком состоит из фантазии, из материи того рода, где каждый в душе герой. Нужно ли тогда менять фэнтези, добавлять то, что здесь не требуется? Пока вы отвечаете для себя на этот вопрос, я, пожалуй, пойду перечитаю «Властелин колец».