Виктор Иванов: «…но в душе я русский офицер!»
Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
25 Апреля 2020, 20:10

Аксаковедение. Аксаковский народный дом: к истории памятника архитектуры ХХ века. Часть третья

В июне 1911 г. корреспондент газеты «Уфимский край» сообщал: «На постройке Аксаковского народного дома окончен кладкой второй этаж. Приступлено к кладке последнего (третьего) этажа. Работы ведутся только до помещений краевого музея. Возведение кладки в этой части здания не ведется. Тем не менее и при таких условиях здание становится очень внушительным».

По воспоминаниям М.В. Нестерова, родительский дом которого находился напротив стройки, в целом возведение здания было завершено в 1912 г. В 1913 г. ушла из жизни сестра Нестерова – Александра Васильевна. Оборвалась последняя нить, связывавшая его с Уфой. В том же году Михаил Васильевич, «желая содействовать художественному образованию своих земляков», подарил родному городу коллекцию русского искусства второй половины XIX – начала XX века: 102 произведения (в том числе 30 собственных работ) – живопись и графика И.Е. Репина, И.И. Шишкина, В.Е. Маковского, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, А.Е. Архипова, Н.К. Рериха и других выдающихся мастеров.
В 1914 г. Нестеров побывал в Уфе в последний раз – больше приезжать было не к кому. Он уладил дела с продажей усадьбы, осмотрел помещение для картин в Аксаковском народном доме и навсегда покинул родной город. Первая мировая война делала невозможной транспортировку коллекции из Москвы в Уфу, поэтому Нестеров обратился к своему другу известному московскому архитектору И.Е. Бондаренко с просьбой разместить ее на хранение в Историческом музее.
Летом 1914 г. строители приступили к отделочным работам внутри здания. Когда было закончено строительство театральной части здания, ее на выгодных условиях сдали купцу Каримову, который открыл кинотеатр «Юлдуз». Несмотря на войну, сбор средств для окончания строительства продолжался. Шла окончательная отделка различных помещений вдоль улицы Пушкина.
Осенью 1914 г. в недостроенное здание Аксаковского народного дома вселились шесть учебных заведений Уфы: 1-е, 9-е, 11-е и 13-е начальные, второе Мариинское и четырехклассное городское училища. Тогда же туда переехала и городская общественная библиотека им. С.Т. Аксакова. После гражданской войны при формировании Центральной научной библиотеки Уфы туда был передан и книжный фонд Аксаковской библиотеки. И ныне в Национальной библиотеке им. Валиди можно встретить книги с отметкой их прежних владельцев, например, Дашковых. (См.: Каталог книг, пожертвованных [А.Д.] Дашковым библиотеке. Уфа, 1908. 94 с.)
В двух передних помещениях по Центральной улице разместилась Аксаковская городская библиотека и контора для приема пожертвований теплых вещей в пользу нижних чинов ушедших из Уфы полков. Во многих из остальных помещений начаты занятия с городскими школьниками в две смены. Занятия обеих смен заканчиваются довольно рано и пока идут без искусственного освещения. Электрическое освещение будет установлено на днях. <…> Зрительный зал отделен от классов. В нем лишь нет пола. Закончены малярные и часть художественных работ. Леса уже убраны, но пол не постлан. Все работы по постройке приостановлены, но к зимовке помещение вполне подготовлено: везде навешаны двери, вставлены стекла в окна и дом хорошо отапливается. По постройке сцены составляется дополнительная смета.
10 ноября 1915 г. М.В. Нестеров пишет А.А. Турыгину: «На днях получил письмо от уфимского городского головы и протокол заседания 27 октября Уфимской городской думы, из коих узнал, что земляки почтили меня единогласным постановлением избрать “почетным попечителем” музея, наименовав его моим именем. Кроме того, постановлено как в музее, так и в зале заседаний Городской думы повесить мои портреты. Не надо говорить, что все это мне было приятно и того приятней было бы моим старикам».
Дворец Труда и Искусств
После революции 1917 г. некоторое время в здании находился госпиталь, затем в подвале – Драматический театр, театр кукол и театр юного зрителя.
Первые спектакли были организованы для красноармейцев Чапаевской дивизии. После освобождения Уфы работники политотдела 25 дивизии устраивали в Аксаковском доме спектакли и концерты для красноармейцев. На одном из них присутствовал сам комдив.
14 сентября 1919 г. вышло постановление Советского правительства от 26 августа 1919 г. «Об объединении театрального дела», по которому в качестве государственной театральной конторы (антрепризы) должен был восприниматься «Уфимский государственный Показательный театр» с базой в Аксаковском народном доме, получившим название Дворец Труда и Искусства, затем – Дворец культуры.
Первую постановочную труппу составили актеры фронтовых театров при политотделах Туркестанской и 5-й революционной армий, частных антреприз Уфы, Москвы, Самары, Саратова, Сызрани.
Днем официального открытия Дворца Труда и Искусств считается 7 ноября 1919 г.: утром были представлены концерт-митинг и пьеса-апофеоз Мориса Потшера «Свобода» в честь второй годовщины Октябрьской революции в постановке А.Л. Пасхалова. Спектакль четыре дня шел бесплатно.
Между тем, И.Е. Бондаренко смог доставить в Уфу дар М.В. Нестерова (102 произведения в 16 ящиках) только в 1919 г. Здесь Бондаренко сразу же приступает к поискам подходящего для музея помещения. В результате тщательного обследования всех архитектурных достопримечательностей города он останавливается на бывшем доме купца-лесопромышленника М.А. Лаптева, построенном в 1913 г. в стиле модерн. 23 октября 1919 г. было издано специальное постановление Уфимского Губревкома, по которому особняк Лаптева (ул. Гоголя, 27) был передан Уфимскому художественному Пролетарскому музею имени Октябрьской революции. Кстати, дух великого художника все-таки витает в Аксаковском доме, так как внутренние помещения украшают люстры, сделанные по его эскизам.
В том же году Казанским и Сакаевым организована татаро-башкирская труппа, положившая начало башкирскому театру. Таким образом, на одной сцене по очереди играли русский и башкирский театры, которые имели не только общую материальную базу, но и общую театральную контору.
Но и после этого продолжалось строительство, точнее, окончательная отделка различных комнат вдоль улицы Пушкина, а потом – и надстройка этажей в той же части здания: ведь по первоначальному замыслу было лишь два этажа, а не четыре, как сейчас.
Новое название здания – Дворец труда и искусств – в те годы было весьма удачным и оправданным. Это было единственное в Уфе здание с вместительным залом, с просторными фойе, с многочисленными комнатами, поэтому его использовали при проведении самых различных, порой неожиданных совещаний, конференций, выставок.
Вот только некоторые примеры: «Во Дворце Труда открылась восьмая Башкирская областная партийная конференция». «Во Дворце Труда открылся первый учительский съезд Уфимского кантона». «Сегодня во Дворце Труда разыгрывается тираж Займа укрепления народного хозяйства». «В Уфе открылась сельскохозяйственная выставка, приуроченная ко Дню урожая и коллективизации. Большой зал Дворца Труда уставлен всевозможными экспонатами, присланными совхозами, колхозами и крестьянскими хозяйствами».
Но главное – на его сцене ставились спектакли русского, башкирского, татарского коллективов. Здесь работали артисты молодежного театра и театра кукол – вначале самодеятельные труппы, а потом и профессиональные. Аксаковский народный дом стал колыбелью нынешних уфимских театров – от старейшего в городе – русского – до театра оперы и балета.
26 декабря 1921 г. во Дворце Труда был открыт Уголок артиста, просуществовавший недолгое время. Эту дату, наверное, можно считать днем рождения уфимского Дома актера.
В 1922–1965 гг., то есть более 40 лет, в нем размещался Башкирский театр драмы. В 1922 г. коллектив театра был переведен из Стерлитамака в Уфу, где объединился с татарской труппой Уфимского государственного показательного театра и получил название Башкирского государственного театра драмы.
2 декабря 1923 г. товарищ М.И. Калинин прибыл в Уфу на IV Всебашкирский съезд Советов и вечером выступил с докладом о международном положении СССР. В память об этом выступлении на фасаде здания с левой стороны от входа была размещена мемориальная доска. Кстати, на ней могли бы быть и фамилии Л.Д. Троцкого с Л.М. Кагановичем, также выступавших в этом здании.
Газета «Власть труда» в одном из номеров за 1924 г. сообщила: «В стенах дворца Труда есть небольшая комната запасного выхода, в углу которой под пылью десятилетий лежит статуя известного писателя С.Т. Аксакова. Статуя очень солидная, но брошенная всеми». Интересно, где сейчас находится этот уникальный памятник?
Считалось, что достроить Аксаковский народный дом помешали войны: сначала – первая мировая, затем – гражданская. На самом деле не были закончены лишь отделочные работы. А надстроенные в 1920–1930-е гг. этажи задней части здания (там до конца 1980-х гг. находился обком профсоюзов) есть уже перестройка.
В 1928 г. за окончание строительства здания уфимцы взялись всерьез: вновь, как двадцать лет назад, доброхоты вносили копейки и пятачки, на стройплощадку стали приходить горожане и принимать личное участие в строительстве здания. Здание достраивали в 1928–1935 гг.
В 1930–1939 гг. в этом здании располагался Русский драматический театр. В 1930 г. Русский драматический театр реорганизуется в государственную труппу Башкирской АССР и входит в единую с Башкирским государственным театром драмы творческую организацию «Объединенные театры Башкирской АССР».
В 1932–1976 гг. в этом здании размещался и первый национальный театр кукол РСФСР. 5 февраля 1932 г. в Малом зале Уфимского дворца искусств состоялся первый спектакль «Репка».
Сергей МОТИН
Читайте нас: