В современной науке, как в отечественной, так и в зарубежной, много сделано для изучения наследия С.Т. Аксакова, справедливо введенного в пантеон русских классиков ХIХ века.
С 1990-х годов в отечественном литературоведении началось новое осмысление возможностей и задач писательской биохронологии. Летопись жизни и творчества выросла в «самостоятельную разновидность биографического жанра, призванную сосредоточить в себе то богатство документально подтвержденного содержания, которое ни одно жизнеописание, каким бы обстоятельным и полным оно ни было, вместить в себя не может» (Никитина Н.С. От составителя // Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева (1818–1858) / Авт.-сост. Н.С. Никитина; Отв. ред. В.Н. Баскаков. СПб.: Наука, 1995. С. 3.).
К настоящему времени писательская летопись претерпела в своем развитии существенные изменения, обрела черты, сближающие ее с научной биографией, сохранив при этом собственные традиции. Наиболее репрезентативной для данного жанра, на наш взгляд, является четырехтомная «Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина». См.: Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина: В 4-х т. / Сост. М.А. Цявловский, Н.А. Тархова; Науч. ред. Я.Л. Левкович; Худож. В.В. Медведев. М.: СЛОВО / SLOVO, 1999. В отборе материалов и их оформлении мы следуем ее принципам.
Основой для создания данной Летописи стало вышедшее в 1955–1956 гг. собрание сочинений писателя, осуществленное С.И. Машинским. В нем представлен «Хронологический указатель произведений». Все тексты сверены с прижизненными авторизированными изданиями, замеченные погрешности исправлены по сохранившимся рукописям. По ним же приведены даты завершения работы над тем или иным произведением в случаях, указанных самим С.Т. Аксаковым.
При составлении Летописи полезными оказались также монографии С.И. Машинского, В.А. Кошелева, исследования Т.Ф. Пирожковой, основанные на архивных изысканиях. См.: Машинский С.И. С.Т. Аксаков: Жизнь и творчество. М., 1973; Кошелев В.А. Сто лет семьи Аксаковых. Бирск, 2005; Аксаков И.С. Письма к родным. 1844–1849 / Изд. подгот. Т.Ф. Пирожкова. М., 1988.
Особенно значимо для составления Летописи эпистолярное наследие С.Т. Аксакова и его адресатов. Так, по письму С.Т. Аксакова от 29 мая 1853 года к К.А. Трутовскому и его жене Софье (родной племяннице Ольги Семеновны – урожд. Заплатиной) удалось, например, установить, сколько детей было в семье Аксаковых.
В письмах как самого С.Т. Аксакова, так и его адресатов содержится богатая информация. Поэтому они широко цитируются, учитываются и другие – мемуарные, литературно-критические и прочие – источники, использованные при составлении Летописи.
Именно эпистолярное наследие С.Т. Аксакова высвечивает масштаб его личности как великого русского писателя и преданного театру и литературе общественного деятеля, одного из мудрейших людей своего времени. До настоящего времени большая часть переписки Аксакова-отца не опубликована и остается малодоступной, хотя рукописное наследие большинства адресатов из круга общения Сергея Тимофеевича издано (И.С. Аксаков, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, Т.Г. Шевченко и др.).
Образ «старика Аксакова», события его жизни и творчества, а иногда его откровения и рассказы о своих замыслах раскрываются не только в переписке, но и в дневниках и воспоминаниях современников. Эти источники также изучены и представлены в Летописи.
Использованы в Летописи и материалы дореволюционной литературной критики, в том числе газетно-журнальной периодики, которая не сводится только к библиографической регистрации, но дается в кратком цитатном изложении.
Летопись содержит сведения обо всех журнальных публикациях, о первых и всех последующих прижизненных отдельных изданиях произведений С.Т. Аксакова. В нее включены сведения и о первом единственном прижизненном переводе «Семейной хроники» на европейский язык.
Семейство Аксаковых было неделимым, целым, поэтому в Летописи часто приводятся даты и факты, касающиеся не только Сергея Тимофеевича, но и других членов семьи. Это один из главных контекстов изучения жизни и творчества писателя наряду с другими.
Так, выявлено 19 свидетельств, касающихся пребывания писателя в родовой усадьбе Надеждино в Белебеевском уезде – в ста верстах от Ново-Аксакова (имение состояло из 300 крепостных крестьян, ныне с. Надеждино Белебеевского района Республики Башкортостан).
Аксаковы прожили здесь почти четыре года с лета 1822 года по август 1826 года. Сергей Тимофеевич поначалу много времени уделял хозяйственным вопросам, позже переключился на охоту и литературную деятельность. Писатель сделал здесь вольный перевод 8-й сатиры Буало «На человека», написал стихотворения «Послание к брату (об охоте)», «Осень», «Рыбачье горе (Русская идиллия)», напечатал первую из известных критических статей, положившую начало его критической деятельности, «Письмо к редактору “Вестника Европы”», статью «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве».
В Надеждино у Аксаковых родились сыновья Николай (умерший через несколько дней), Иван, Михаил и Федор, вскоре тоже умерший от скарлатины. Впоследствии Сергей Тимофеевич с сыновьями два раза посетил родовое имение: в 1839 и 1851 годах.
Далее размещаются 17 фрагментов из жизни С.Т. Аксакова.
1791, 20 сентября (1 октября). Уфа. В Уфе в небогатой, но старинной дворянской семье родился Сергей Тимофеевич Аксаков. Отец – Тимофей Степанович (1759–1837), чиновник уфимского земского суда, помещик. Мать – Мария Николаевна, урожденная Зубова (1762–1833), дочь помощника оренбургского наместника, образованная, умная женщина, известная своей красотой. В семье было шесть детей – кроме Сергея, это Надежда, Николай, Анна, Аркадий и Софья (Аксакова Софья Тимофеевна, в замужестве Глумилина; Аксакова Анна Тимофеевна, в замужестве Воейкова; Аксакова Надежда Тимофеевна, в первом браке Мосолова, во втором – Карташевская). Первенцем в семье родителей была дочь, умершая в младенческом возрасте.
- Уфа. Семья Аксаковых поселяется в большом доме умершего деда Зубова. Ныне это мемориальный дом-музей писателя.
1801, январь. Казань. Аксаков поступает в Казанскую гимназию казеннокоштным пансионером.
1805, февраль. Гимназиста старшего отделения Аксакова переводят в студенты открытого осенью 1804 года Казанского университета (5 ноября).
1810, сентябрь. Аксаков из «Комиссии по составлению законов» определен в «Экспедицию о государственных доходах». Здесь он дослужился до первого табельного чина (сенатского регистратора).
1815, декабрь. Петербург. Дом Грановского. Аксаков бывает у Н.М. Карамзина, автора «Истории государства российского», который живет в Петербурге, на Фонтанке, в доме Е.Ф. Муравьевой (ныне: наб. р. Фонтанки, д. 25; дом надстроен). Он общается с ним не только как любитель словесности, но и как земляк, сосед и дальний родственник.
1816, июнь, 2. Москва. Венчание в Москве, в церкви Симеона Столпника, что на Поварской улице, с Ольгой Семеновной Заплатиной (01.03.1793 – 02.(? 09).05.1878), дочерью суворовского бригадира (в отставке – генерал-майора) Семена Григоpьевича Заплатина и плененной под Очаковом турчанки Игель-Сюмы. У них было четырнадцать детей, четверо из которых умерли в младенчестве (до года).
1821, конец года. Отец, Тимофей Степанович, соглашается выделить Аксакову в вотчину село Надеждино (Куроедово) Белебеевского уезда – в ста верстах от Ново-Аксакова (300 крепостных крестьян).
1826, август. Надеждино – Москва. Аксаков переезжает с семейством в Москву, прощается навсегда с Оренбургским краем. (Впоследствии Аксаков всего два раза побывает в Надеждино.) Аксаковы живут в Москве и подмосковных усадьбах – Гаврилково, Борисово.
1831, начало. Москва. Деятельность Аксакова, в качестве театрального критика, сосредоточивается на журнале «Молва» (прибавление к «Телескопу»). Он является не только автором статей, но и главным автором ее театрального отдела (до 1832 г.). Хотя некоторые оценки в литературно-критических статьях Аксакова не выдержали испытания временем и устарели, но все же эти статьи в целом не потеряли значения для современного читателя. Они прежде всего – памятник критической мысли давно минувшей эпохи. Но интерес к ним – не только исторический. В них содержится немало живых, плодотворных мыслей, а также полезный материал для характеристики различных явлений русской литературы и русского театра.
1836, начало. Петербург. Аксаков отвозит второго сына Григория в Петербург и определяет его на казенный счет в Училище правоведения. Решение было чисто практического характера, к тому же у Григория была склонность к дисциплинам, связанным с «правоведением». Ему предстоит суровая школа. Императорское Училище правоведения (открытое в 1835 г.) было закрытым привилегированным учебным заведением с жесткой учебной программой и казарменным распорядком жизни. Оно готовило чиновников, которые в дальнейшем должны были занимать высшие посты в системе управленческой администрации. Григорий впоследствии стал губернатором.
1841, октябрь, 18. Гоголь возвращается в Россию с готовым первым томом «Мертвых душ». Первые шесть глав «Мертвых душ», уже знакомые Аксаковым, отдаются в переписку; остальные пять Гоголь читает, но уже «по секрету» и только троим: Аксакову, Константину и Погодину. Он требовал замечаний и морщился, встречая «похвалы».
1846, конец. Аксаков дописывает «Записки об уженье».
1851, осень, до 3 октября. Гоголь в последний раз посещает Абрамцево, где Аксаковы решили остаться на зиму. Это последнее свидание писателей. Гоголь и Аксаков заключают между собой условие: один обязуется приготовить к печати второй том «Мертвых душ», второй – «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».
1856, начало года. Москва. Выходит в свет книга Аксакова «Семейная хроника и Воспоминания». Аксаков сообщает Ивану: «Книга моя вышла и, по мере поступления в лавку, раскупается нарасхват». В книгу входят три отрывка из «Семейной хроники»: «Степан Михайлович Багров», «Михайла Максимович Куролесов» и «Женитьба молодого Багрова».
1857, июнь, (?) 10. Аксаков заканчивает работу над «Детскими годами Багрова-внука». Он сообщает Погодину: «Я кончил свою книгу 10 июня. Целые сутки грустил, как дитя. Не знаю, хорош ли мой труд, но души своей я много туда положил, потому что чувствую какую-то пустоту».
1859, апрель, 30 (май, 12). В 3-м часу утра. Четверг. Москва. На Верхней Кисловке в Москве, близ Арбатской площади, Аксаков умирает в чине надворного советника.