Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
14 Февраля 2020, 17:22

Как писать рассказы. Уроки от Карамзина. Часть четвёртая

Главные герои и основной конфликт С главной героиней, Лизой, вроде бы, все понятно. Это образец нравственной чистоты, к тому же еще и красавица – девушка, «прекрасная душой и телом». И мы, читатели, прощаем ей даже тяжкий грех самоубийства и вместе с автором оплакиваем ее бедную судьбу.

Однако остается непонятным, почему рассказчик так рьяно защищает мерзавца Эраста, погубившего невинную душу, словно оправдывает его: вот так случилось, что промотал деньги, поэтому пришлось идти на тяжелый компромисс, выхода другого не было, иначе смерть, не физическая, конечно, но то, что в общество несостоятельному должнику вход был бы заказан, – эт точно. И мы чуть ли не обязаны сочувствовать тому, что Эраст, видите ли, «до конца жизни своей был несчастлив» и «почитал себя убийцею». «Теперь, может быть, они уже примирились!» – такими словами заканчивается история о бедной Лизе. Ах, как это прекрасно! Просто слеза умиления выступает на глазах читателя.
Почему у Карамзина оба героя являются пострадавшими, если поступок Эраста – причина смерти девушки? А вот почему: автор ловко выводит конфликт произведения на более широкую плоскость обобщения: основное противоречие, заложенное в сюжете, заключается не только в социальном неравенстве персонажей, но и в антагонизме двух миров – здоровой идиллической русской деревни с исконной народной нравственностью и алчного города, погрязшего в пороках современной цивилизации. И этот конфликт подчеркивается противопоставлением имен: вполне обрусевшим именем Лиза и «заграничным», светским Эраст. С современной точки зрения не совсем понятно, почему имя отрицательного персонажа стало популярным после публикации повести Карамзина. Но, видимо, в конце XVIII века читатели воспринимали историю несколько по-другому. В сложившейся ситуации пострадавшими считались оба главных героя, что было связано с осознанием трагичности основного конфликта самой эпохи.
Урок от Карамзина. Частная история двух героев обретает высокую степень обобщения и дает возможность для широкой интерпретации произведения, благодаря осмыслению социальных, цивилизационных конфликтов.
И еще один урок: хочешь вызвать интерес у читателя – найди новых героев, о которых никто до тебя не писал. Для Карамзина такой героиней оказалась крестьянка. Словно «мимоходом» брошенная фраза «и крестьянки любить умеют» если и не была откровением во времена «Бедной Лизы», то звучала довольно смело. Позже среди литературных героев появятся разночинцы, купцы, босяки… Надеюсь, поговорим и о них.
«Остров Борнгольм»
Новая повесть Карамзина была опубликована в альманахе «Аглая» в 1793 году. Давайте рассмотрим, как она устроена и как проявляются в ней элементы авторской технологии.
Название
«Остров Борнгольм» – название загадочное, даже экзотическое. Читатель убедится, что и на самом деле таинственности в повествовании предостаточно, причем таинственности, связанной со страхами-ужасами, поскольку к моменту написания произведения в Европе конца XVIII века сложилась традиция готического романа и, скажем, набор стереотипов, которые кочевали из одной истории в другую. Карамзин, разумеется, был знаком с готической литературой и ее жанровыми особенностями.
Урок от Карамзина. Традиции жанра и характер повествования влияют на выбор названия произведения. «Бедная Лиза» – подходящее название для сентиментального рассказа, «Наталья – боярская дочь» или «Марфа-посадница» – для исторического, а рассказ, где ярким и определяющим моментом является нагнетание таинственности и тревожного ожидания, разжигающих любопытство читателя, необходимо назвать не иначе, как «Остров Борнгольм». Посудите сами: история о бедной Лизе, изложенная в готической манере, могла бы называться «Симонов монастырь», а историческое повествование о ней носило бы скромное имя «Великая Елизавета».
Структурирование повести
В «Острове Борнгольм» совсем немного сцен, и план произведения может выглядеть следующим образом:
  1. I. Экспозиция и завязка.
Стоянка корабля в устье Темзы и встреча с несчастным молодым человеком.
  1. II. Развитие действия.
  2. Плавание и прибытие в Борнгольм.
  3. Прогулка к замку и беседа с почтенным седовласым старцем.
  4. Сон.
III. Кульминация и развязка.
  1. Женщина в темнице.
  2. Старец рассказывает ужасную историю.
Рассказчик, главный герой и основной конфликт
Рассказчик бедной Лизы сентиментален и серьезен. Ни улыбки, ни иронии, ни возможности порадоваться счастливым моментам жизни героини. Да и что веселиться-то, когда история трагическая? В «Острове Борнгольм» рассказчик так же серьезен, разве что сентиментальность сменяется готической тревогой – тональность всего произведения задается в самом начале повествования, и эта своеобразная увертюра подсказывает читателю, как нужно воспринимать рассказываемую историю. Сомневаться не приходится: финал явно будет трагическим, неизвестна лишь степень трагичности.
Так же, как и в «Бедной Лизе», рассказчик отождествляется у читателя с самим автором, Карамзин прикладывает к этому усилия, намекая на свое недавнее заграничное путешествие, и категорически заявляет: «Повествую истину, не выдумку». Поверит ли читатель его словам? Подобное прямое утверждение способно лишь вызвать сомнение у читателя. Возможно, именно это и требовалось автору.
Итак, рассказчик и автор отождествлены, а кто же главный герой? Самое удивительное, что главным героем повести о молодом человеке, разлученном с любимой, является все тот же рассказчик. Он единственный, кто действует, остальные персонажи более или менее статичны. Основной конфликт произведения внутренний: сюжетом движет любопытство героя, который стремится разгадать тайну молодого человека, связанную, как понимает читатель, с древним замком острова Борнгольм.
Урок от Карамзина. Любопытство, конечно, не порок, но противоречие, исходящее из незнания причины страдания юноши и страстного желания разгадать секрет, является, конечно же, достаточно мелким для литературного произведения. Поэтому обратите внимание на то, как в финале ничтожный, казалось бы, внутренний конфликт Карамзин возвышает до уровня конфликта между природным правом человека на любовь и ограничениями, вызванными нравственными законами цивилизации, чем и достигается высокая степень значимости рассказанной истории.
Экспозиция и завязка
Экспозиция, как и полагается, посвящена событиям, предшествующим основному действию и определяющим его. Рассказчик, устремившийся «на белых парусах» к «любезным странам России», ненадолго застревает в устье Темзы из-за отсутствия попутного ветра. У города Гревзенд он сходит с корабля на берег, чтобы прогуляться, где неожиданно встречает странного молодого человека. Вот его описание: худой, бледный и томный, похожий на приведение; чувства его мертвы – ничего не видит, ничего не слышит, весь углублен в мрачные мысли. Понятно, что юноша глубоко несчастен, просто – «убит роком». Согласитесь, что герой исключительно романтический. В руках у него гитара, а в песне – тоска о любимой Лиле, с которой он разлучен и которая осталась на острове Борнгольм. А разлучен-то он родительской клятвой.
Герой растревожен несчастной судьбой юноши, встреча с ним является завязкой рассказываемой истории. Что произошло-случилось на таинственном Борнгольме? Какая трагедия там разыгралась? Какие законы могут быть святее врожденных чувств? Какая власть сильнее любви и красоты? Эти вопросы не дают покоя рассказчику. На них ждет ответа читатель.
Урок от Карамзина. Встреча с необычным человеком – возбуждающим чувственность, как в «Бедной Лизе», или любопытство, как в «Острове Борнгольм», − неплохой прием для завязки действия. Надо только, чтобы человек этот был «силен» настолько, чтобы смог изменить спокойное течение жизни главного героя. После первой встречи с Эрастом Лиза собирает ландыши только для него и стремится вновь увидеться с молодым незнакомцем, чтобы потом полностью отдаться нахлынувшей страсти. После встречи с несчастным юношей герой-рассказчик желает разгадать тайну острова Борнгольм и, несмотря на предупреждения мальчика-проводника, проникает в замок, наводящий ужас «во всех окрестностях».
Салават ВАХИТОВ