Артист и волшебник Айрат Ахметшин
Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
13 Февраля 2020, 22:18

Как писать рассказы. Уроки от Карамзина. Часть третья

Сцена 9. Идиллические отношения Отношения между Лизой и Эрастом развиваются и доходят до той степени, когда без милого «жизнь не жизнь, а грусть и скука». Мысли Эраста чисты и возвышенны. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» – думает он.

Но тут вмешивается рассказчик и ввергает расслабившегося читателя в новое сомнение: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»
Урок от Карамзина. Говоря о доверии читателя, я уже говорил о двух функциях рассказчика в повести. А вот и третья: рассказчик подготавливает читателя к возможному сюжетному повороту.
Сцена 10. Посещение Эрастом Лизиной матери
Лиза требует, чтобы Эраст посещал ее мать, чем, честно говоря, сильнее связывает его. Мать рассказывает Эрасту, в какой любви и согласии она жила «с милым своим Иваном» – отцом Лизы. Читатель понимает, что при этом они были ровней друг другу. А Эраст в порыве снова пытается платить лишнего за Лизину работу, но «старушка никогда не брала лишнего». Автор еще раз ненавязчиво подчеркивает неравенство Лизы и Эраста.
Урок Карамзина. Если в сюжете заложена бомба, основа конфликта, не забудь поджечь фитиль, пусть читатель отслеживает, как огонь подбирается к заряду.
Сцена 11. Грехопадение
Сюжет не может развиваться ровно. Что-то должно случиться, и оно случается. Происходит резкое изменение ситуации, перемена в судьбе героев, которое называют сюжетным поворотом. К Лизе сватается богатый крестьянин, а мать готова выдать за него дочь, желая ей счастья. Она и мысли не допускает о любви дочери к барину, ведь Эраст сам запретил Лизе рассказывать матери об их отношениях. Почему? Может быть, трусливо оставлял пути к отступлению. Лиза не может представить жизни без Эраста и в порыве страсти и отчаяния отдается ему. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» – риторически вопрошает рассказчик.
Между тем заблуждение скоро проходит. Лиза понимает, что совершила грех пред небом. И природа сетует о потере Лизиной невинности. Начинается гроза, девушка боится, что гром убьет ее, как преступницу. Вам это ничего не напоминает? Конечно же, вы правы, точно такой же момент есть и в «Грозе» Островского – вот до каких времен докатилось эхо карамзинской «Бедной Лизы». Кстати, и Катерина тоже бросится в воду.
Урок от Карамзина. Проблемы, стоящие перед героями, с развитием сюжета должны усиливаться: если раньше счастью Лизы и Эраста мешало только неравенство положений, то теперь ему угрожает сватовство богатого крестьянина. Рассказываемая история включает в себя сюжетные повороты. Если произведение большое, их может быть несколько. Сюжетные повороты служат не только для назревания основного конфликта, но и для поддержания интереса читателя: неожиданная ситуация заставляет с новым рвением перелистывать страницы.
Сцена 12. Перемена в отношениях
Итак, поворотная точка в 11-й сцене – это перемена в отношениях между Эрастом и Лизой. Платоническая любовь уступила место чувствам, которыми Эраст не может гордиться. «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви», – говорит Карамзин. Если любовь Лизы разгорается все сильнее и переходит во всепоглощающую страсть, то сердце Эраста постепенно охладевает, встречи с девушкой для него становятся тягостными, и он начинает искать причины для более редких встреч. Читатель тревожится за Лизу. Что же будет? Бросит ее Эраст или любовь победит, несмотря ни на какие препятствия?
Урок от Карамзина. Преграды, встающие перед героями, как и пороги на реке, усиливают течение сюжета: чем выше пороги, тем стремительнее развивается сюжет, тем напряженнее внимание читателя. Поворотная точка меняет русло сюжета, разворачивает его в иную сторону, возникает новая ситуация.
Сцена 13. Эраст собирается на войну
Эраст объявляет, что вынужден расстаться с Лизой: он должен отправиться на войну, иначе все будут гнушаться им, как трусом. Речь, по всей видимости, идет о Семилетней войне. Обратите внимание на то, что участвует в походе Эраст только из меркантильных соображений, боясь потерять дворянскую честь. Какие-либо побуждения патриотического толка в нем отсутствуют. Эраст, конечно же, обещает, что возвратится к «милому другу». Но мы-то помним, как он выполняет обещания!
Урок от Карамзина. Начальные сцены и сцены, сопровождающие завязку конфликта, должны работать на развитие сюжета и подготовку кульминации. Только тогда читатель чувствует и понимает, что развязка, в данном случае трагическая, происходит не по воле автора, а логически вытекает из характера и положения героев. Другими словами, для того чтобы читатель поверил в развязку сюжета, она должна быть хорошо подготовлена. Карамзин дает намеки на трагический исход истории. Мы-то их замечаем, не замечает только Лиза, не хочет замечать. Настолько она чиста в своей страсти.
Сцена 14. Прощание
Наконец настал момент прощания. И теперь становится понятно, для чего автору нужно было, чтобы Лиза скрыла от матери отношения с Эрастом. Мы говорили о том, что Эраст оставляет себе путь для отступления, он не назвался женихом, а представляется только как богатый покровитель. Есть в его поступке что-то подленькое, он словно стыдится собственных чувств. Но в сцене прощания эта тема начинает развиваться. Мать, не знавшая правды, говорит: «Авось-либо моя Лиза к тому времени найдет себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их!» Представляете, что чувствовала в этот момент Лиза? А что должны чувствовать читатели? Вот это и есть сентиментализм.
Итак, прощание: «Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою cвоею». И далее: «Воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Бедная, бедная Лиза! (Или «бедная бедная Лиза»? Нужна запятая или нет?)
Урок от Карамзина. В удачном названии содержится «ключик» к раскрытию смысла всего произведения, его идеи. В данном случае оно удачное, поскольку обыгрываются два значения прилагательного «бедный» – прямое «неимущий» и переносное «несчастный». Оба смысла реализуются в тексте. В начале повествования Лиза бедная – неимущая, со скудным достатком, в конце же истории она бедная – несчастная. И перипетии сюжета таковы, что героиня движется от несчастливого положения, связанного с убогой жизнью, к высокому счастью, вызванному любовью, а затем стремительно несется в пропасть куда более глубокого несчастья из-за предательства Эраста.
Обратим также внимание на то, что описание природы в произведениях сентиментализма не что иное, как иллюстрация чувств героев, об этом можно прочитать в любом учебнике литературы. Вспомните описание в экспозиции повести, самую первую сцену, мы говорили о том, что в нем заложено противоречие; вспомните грозу в сцене сюжетного поворота, намекающую на трагическую развязку. И все-таки основная роль пейзажей не иллюстративная, они способствуют реализации семантики текста, то есть выполняют смысловую функцию. Вот и в сцене прощания автор говорит, что природа пребывала в молчании. «Молчание» в данном случае весьма многозначительно. Вспомните пушкинское: «Народ безмолвствует». Почему безмолвствует народ? Почему безмолвствует природа? Прежде всего, это выражение неодобрения поступков героя и тревожное предчувствие негативных последствий.
Сцена 15. Неожиданная встреча с Эрастом
Это кульминация произведения – момент, когда происходит разрешение основного конфликта. Лиза, заботливая дочь, приходит в Москву, чтобы купить розовой воды для больной матери, и вдруг видит Эраста в проезжающей великолепной карете. Она бросается за ним и во дворе огромного дома, счастливая, заключает любимого в объятия. Однако тот не рад встрече. Все переменилось. Эраст вынужден поправить финансовые дела, женившись на богатой. Он откупается от Лизы, сунув ей в карман сто рублей, и гонит ее со двора. Сердце читателя обливается кровью в сию минуту, так как герой, страдающий, не может не вызвать у него сочувствия.
Урок от Карамзина. Заставь героя страдать, чтобы читатель сопереживал ему. Текст, который не вызывает сопереживания к герою, – признак неудачно рассказанной истории. У Карамзина – любовь несчастная и герой страдающий. Везде печаль, и все рыдают. Несомненно, перебор. Но для сентиментализма это договорная условность, сродни условности театра, когда три бутафорских дерева зрители вполне естественно воспринимают как лес. Такая у них предварительная «договоренность» с постановщиком, то есть с автором.
Сцена 16. Развязка
Для Лизы жизнь без Эраста, без любви не имеет смысла. В последние минуты она думает о матери, но и эта мысль не спасает ее. И деньги Эраста играют в этой сцене зловещую роль: теперь уже Лиза надеется откупиться от матери и просит Анюту, дочку соседей, передать ей сто рублей. Разве могут деньги заменить матери Лизу? Она умирает при вести о самоубийстве дочери. И Эраст остается несчастлив до конца жизни. Рассказчик пытается оправдать его, но оправдания не вызывают сочувствия у читателя. Эраст остается убийцей, даже если в загробной жизни герои уже помирились. Обратите внимание: Лиза совершает проступки, дважды берет на себя грех пред небом – один тяжелее другого, но она действует сообразно со своей совестью (Помните нравственный закон Иммануила Канта?), и читатель ей все прощает.
Урок от Карамзина. История заканчивается тогда, когда она доведена до логического разрешения. Больше рассказывать не о чем, заложенная идея реализована. Обожаемый Карамзиным Лоренс Стерн широко использовал отступления от основного действия, – настолько широко, что порой терялся сюжет повествования. Не случайно, что ни одну из своих книг он так и не закончил. Мы видим и у Карамзина многочисленные отступления. Одна лишь разница: они коротки и ничего лишнего в повествование не добавляют. Таким образом, правило хорошо рассказанной истории заключается в том, что в тексте не должно быть деталей, которые непосредственно не связаны с развитием сюжета.
Общая структура «Бедной Лизы»
А теперь попробуем объединить сцены в более крупные части. В результате получится план, состоящий из четырех частей.
Часть 1. Экспозиция и завязка
Сцены 1–3.
Часть 2. Развитие действия и назревание конфликта
Сцены 4–10.
Часть 3. Сюжетный поворот и новая ситуация
Сцены 11–14.
Часть 4. Кульминация и развязка
Сцены 15–16.
Таким образом, структурно повесть «Бедная Лиза» представлена в четырех частях и шестнадцати сценах. В отдельные сцены Карамзин включает комментарии рассказчика, которые могут быть «чувственными» или объяснительными.
Урок от Карамзина. Структурирование будущего произведения – один из важнейших этапов в работе писателя. Этот процесс, как правило, не завершается составлением плана. В начале работы не все сцены осознаются и представляются четко, более того, какие-то пункты могут исключаться или дополнятся при разработке темы, но ключевые моменты, такие как экспозиция, завязка, основной конфликт, сюжетные повороты, кульминация и развязка, намечаются заранее.
Салават ВАХИТОВ
Читайте нас: