Известный писатель занимал немало интересных должностей во многих городах нашей необъятной страны, но, где бы он ни был, его ждал только успех. Гашек был эрудированным, веселым, остроумным, трудолюбивым, общительным человеком. Он жил в Челябинске, Омске, Красноярске, Иркутске; слава о нем шла впереди его, писатель везде работал одинаково хорошо и слыл замечательным организатором.
Приятный след оставил писатель и в нашем городе: одна из улиц Уфы носит имя Ярослава Гашека, ведь писатель в свое время работал директором Уфимской типографии, будучи гражданином Чехословакии.
Родился Я. Гашек 30 апреля 1883 года, был дважды женат, слыл отважным комиссаром Красной армии, коммунистом, писателем, пулеметчиком и путешественником. В мировой литературе Гашека называют талантливым писателем-сатириком, драматургом, фельетонистом, журналистом, он автор более чем 1500 различных сатирических рассказов и фельетонов, а самое главное – великого, но неоконченного романа «Похождения бравого солдата Швейка». Гашек владел немецким, чешским, русским, венгерским, бурятским, китайским языками, писал на них и выпускал газеты.
Когда началась Первая мировая война, он был еще молод. В начале двадцатого века чехи и словаки жили в составе Австро-Венгерского государства и воевали на стороне немцев против России. Однако простой народ был против войны. Когда в России свершилась Октябрьская революция, многие чешские солдаты, не хотевшие воевать на стороне немцев, начали искать возможности сдаться в плен к русским. Однако и русские не хотели воевать. Так началось братание чешских и русских солдат, что временами доходило до анекдотических историй. Служивший в то время связистом роты Я. Гашек однажды на поле боя случайно встретился с русскими солдатами. Он тут же хотел сдаться в плен, но русские опередили его: подняли руки и попросились в плен. Желающих сдаться так было много, что Гашеку пришлось вернуться в часть с тремя сотнями пленных, за что его наградили серебряной медалью и двухнедельным отпуском. Однако неугомонный Гашек вместо отпуска пошел на передовую и 24 сентября 1915 года в ста километрах от Львова сдался в плен русским. В родном полку о сдаче в плен Гашека не знали, поэтому считали его умершим. Пленных чехов определили в военный лагерь с плохими условиями, где свирепствовал тиф, но судьба была милостива к писателю: из 16 тысяч пленных 6 тысяч погибли, а Гашек остался жив.
21 апреля 1916 года царь Николай Второй предложил чехам и словакам воевать на стороне русских, что было принято ими с большой радостью. Однако медкомиссия признала Гашека негодным к строевой службе, и он остался служить работником канцелярии Первого Чехословацкого стрелкового полка имени Яна Гуса. Писатель был счастлив! Теперь он смог писать так много о своих земляках, печататься одновременно и в Чехословакии, и на Украине. В Киеве была организована редакция «Чехослован», где печатались первые рассказы Я. Гашека, в том числе «Судьба пана Гурта», «Рассказ об образе императора Иосифа Франца». Так рождались материалы для будущего героя «Похождений…», правда, за последний рассказ писателя обвинили в измене родине и запретили печататься. Однако в феврале 1917 года он перевелся из полка в редакцию газеты «Чехослован» и стал настоящим писателем с громким именем.
Как пишут современники Гашека, у него был бунтарский характер, отчего писатель постоянно страдал. Например, в 1917 году в Киеве с ним случился весьма неприятный инцидент в ресторане, где положено было обедать только военным высшего чина. Гашек взбунтовался, вел себя независимо, за что его отправили на 11 дней в тюрьму, где в тишине и покое он наконец закончил «Бравого солдата Швейка в плену». Вообще в период пребывания в России писатель был в водовороте политических событий. Он расколол чехословацкое движение нашей стране на два лагеря – белый и красный, критиковал «верхи», за что был «сослан» пулеметчиком на передовую. Конечно, Гашек стал прекрасным пулеметчиком, однако писать ему было запрещено. Несмотря на это, в боях под Зборовом на Украине писатель проявил храбрость и отвагу, за что был награжден медалью Святого Георгия IV степени. Об этих событиях Гашек написал статью «Письмо с фронта», которую тепло встретили соотечественники, а уже с 15 ноября он снова начал работать в любимом «Чехословане».
Октябрьскую революцию Я. Гашек встретил с воодушевлением, видел в ней возможность национального и социального освобождения порабощенных народов. В феврале 1918-го он уехал в Москву, стал большевиком и вступил в ряды Красной армии. В апреле этого же года отправился в Самару для формирования чехословацких отрядов. 30 мая Гашек получил тревожное письмо от Куйбышева, где говорилось о восстании белочехов в Пензе: соотечественники ненавидели Гашека за то, что он воевал на стороне красных, и выдали ордер на его арест. Писателю ничего не оставалось, как тайком уехать из Самары, выдав себя за слабоумного сына немецкого колониста из Туркестана. Лишь осенью 1918 года ему удалось перейти линию фронта и присоединиться к частям красных.
В конце концов Гашек вернулся на родину, где его считали погибшим: оказалось, на родине его трижды «повесили», один раз «четвертовали», один раз «закололи в дикой драке с пьяными матросами в кабаке Одессы». Легенд о нем было так много… В Праге Гашек прозябал в нищете, из-за чего начал пить, потерял семью и умер, не дожив даже до сорока лет. Забавно, что и на сей раз соотечественники не поверили в его смерть, сочтя это очередным розыгрышем.
Миляуша ГОДБОДЬ, Чешская Республика