Я потрясла головой, а вдруг мне мерещится, огляделась вокруг и решила, что эта надпись связана с входом в подвальчик, над которым на грифельной доске было мелками написано «Еле живая музыка». Спустилась вниз, на сцене играла на гитаре и пела девушка, стены были расписаны изречениями и портретами поэтов и писателей. Приветливый бармен на вопрос о том, что есть пространство свободной поэзии, кивнул на сцену и сказал – спросите у Ярославы. Так я познакомилась с юным организатором всяческих поэтических конкурсов и мероприятий очаровательной Ярославой Чуйковой, открытой навстречу всем поэтам – и незнакомым, и иногородним, и очень взрослым. На двух мероприятиях, которые она устраивала в момент моего пребывания в Петербурге, мне удалось выступить.
Пространство свободной поэзии
Надо всего лишь в контакте подать заявку в группе niko_poetri. 8 августа я пришла читать свои стихи (и ко мне неожиданно, благодаря моему объявлению в фейсбуке, присоединился уфимский поэт Борис Курчатов). И, конечно, интересно послушать питерских поэтов. Отмечу сразу факт – никакого тусовочного снобизма или ограничений по возрасту не было. Ведущий Даниил Хорьков старательно записывал всех пришедших на листок, он же был судьей, толерантным и единоличным. Народа было немного. Сами поэты и у некоторых их близкие – у кого-то брат, у кого-то муж.
Как всегда, я на слух записывала небольшие цитатки из стихов, обороты речи, привлекшие мое внимание. Первой выступала красавица с тоннелями в ушах Лиза Фиртич: «Когда-нибудь я про всё это перестану». Глубокая мысль.
Курчатов Борис прочел замечательную пародию на современные стихи из стихов.ру и снискал овации зала.
Дудин Егор из Новосибирска: «Я долго искал, где бы выступить», «Не в ту сторону ждешь корабли», «Хочешь ночами, чтобы не было завтра», «А ты всё ждешь, когда пройдет плохая половина года».
Дик Грейсон из Москвы перед выступлением сказал: «Сегодня с любовной лирикой – немного соплей – густющих, розовых, но от мужчины». «В молодости мы боимся бедности, в старости – одиночества», «Любовь, пожалуй, самая бесценная мелочь, по которой все скучают».
Евгений Дьяконов (прозвучала реплика от ведущего при виде поэта – «Эксклюзивная годнота»). Выступал очень экспрессивно, и стих был на бис на популярную алкоголическую тему: «Ваятель Мартос отразил эпоху в черном силуэте», «Не гриб, не чай, а что-то между, а что неясно никому».
Дальше была я и читала свои маленькие стихи про снежный мед и ночные арки.
Веселин Оптоволокнов сказал: «Все как-то представляются, что-то про себя рассказывают, а я про себя станцую». И исполнил танец вместо вступления! В общем, это звезда слэмов, и живых выступлений, и импровизаций. «О, эфемерный город N, здесь хрен в маске дзен». Надо видеть и слышать, как это произносится, буквы не так впечатляют.
Татьяна Морозова из Кургана запомнилась просьбой: «А можно я буду читать, когда муж придет». Муж пришел, и мы услышали: «Великиелуки уже не город, а хэштег» про соцсети, про “Тараса Бульбу” Гоголя, точнее – про Андрия: “Выбирая любовь впервые, мы не знаем, что дальше случится”, “И в песне хочется раздеться простой неопытной душой”, “На белом свете есть злая ложь – эталонная красота”».
На том первый раунд закончился. Судья ломал голову над оценками, а я кратенько беседовала с поэтами. Москвич Дик Грейсон поведал: «Поэтом сейчас быть модно, также как было раньше модно, например, граффити рисовать. Удивляюсь, что так мало народа. В Москве с мероприятия на мероприятие только успевай бегать, и везде 100–150 человек присутствуют. Я отслеживаю объявления в соцсетях и делаю новостные сводки по поэтическим читкам, слэмам, турнирам. Где и что когда будет».
Бард Аркадий исполнил песню со словами «Маленькая жизнь, маленькая смерть – мы еще не все успели спеть». Уфимец Борис Курчатов прошел в следующий тур и там тоже снискал аплодисменты, в результате победу разделили между ним и Веселином Оптоволокновым.
Следующий конкурс-читка был 15 августа 2018 в баре «Парабеллум» и назывался он «Никаких орхидей». Многообещающее название, однако это был один из отборочных туров конкурса. Итак, пришло одиннадцать человек из тех, кто подал заявки через Интернет тоже группа ВКонтакте niko_poetri. Можно было регистрироваться под творческим псевдонимом и выступать под ним – полная неприкосновенность личности, сохранение тайны инкогнито. Так почти все и поступили. Далее образы и цитаты, небольшие капли, которые выхватило мое сознание из поэтического водопада.
Олаф Сергессон: «Город мониторит нашу душу».
Лили Файр: «Я ушла от себя, сложила все в вымышленный узелок», «Оковы вторят чьим-то свободам».
Эрит Невери: «Усталая женщина средних лет прячет руки в переднике», «Всю поверхность стола занимает лагерь кофейных кружек».
Уильям Миллиган: «От влаги в глазах загораются стены».
Лера Бартош: «И автор твоих нелюбимых песен станет когда-нибудь известен», «Из тебя все вырвется на бумагу», «Смотришь в зеркало темноты окна, как глаза опухли».
Эд Альметов: «Меняем мечту на стабильное напряжение», «Важность своей боли выше уважения к оппоненту», «Аура нуара – урны переполнены черно-белым мусором».
Магл: «Еще вчера здесь был лес», «Заплакал бельчонок на ветке».
Лирический герой (она): «Влюблена, изнеможена, стыдно», «Придется лишь стать успешной, богатой и деловой».
Влад Володин: «Глаза увидел настоящие, совсем не пьяные», «Как будто под дождем стою я в порванной рубахе, промок, и весь мир шлет меня нахер».
Рита Гафи: «Дай прочесть твою душу спрятанную в бутылке», «Бабочек в твоем животе увижу, когда они выпорхнут мухами».
Последней, одиннадцатой, выступала я, предупредив судей, что лет мне меньше ста, а стихи пишу дольше, чем некоторые из участников живут на свете. Сим спичем поставила судей в тупик и выключила себя из конкурса. Это было неправильно. Но сильных авторов было мало, отмечу понравившихся мне двоих: Эрит Невери с притчей о Венди из «Питера Пена» (окончила филфак, приехала из Москвы) и Эда Альметова с его акцентным стихом и умением из образов выстраивать метаобраз всего стихотворения (не зря окончил журфак). То есть я рада за их преподавателей, чьи усилия не прошли даром, – эти люди чувствуют словесность.
Уильям Миллиган, человек со множеством сознаний, – известный в психиатрии и литературе персонаж, – поэт, избравший сей псевдоним, старался соответствовать образу – то ли баба, то ли мальчик, то ли очень молод: ни морщины, ни щетины, но уже обрюзг, оплыл, как глубоко за тридцать. Лицо расчерчено цветными линиями грима, мужская рубашка, золотые лосины, тифозная стрижка и стихи от имени женщины истерической. То есть как минимум развосьмеренность сознания нарочито демонстрируется. И человек своего добился – привлек внимание и запомнился хотя бы как яркий персонаж.
Но, в общем, все поэты обнажали богатый внутренний мир. О внешнем мире писал только Магл, недаром и псевдоним такой – не волшебник, обычный человек из «Гарри Поттера». Хотелось бы понаблюдать, как будет развиваться его скудная на данный момент поэтика. Про жизнь вокруг из новой большой волны поэзии тоже кто-то должен писать. Ведь сама эта волна отражение тайного движения и брожения в обществе, признак смены ценностных ориентиров. Из вынесенного питерского опыта этого лета поняла: хочу двигаться вместе с этой волной и теперь буду стараться попадать на читки во всех городах, куда судьба забросит.