Уфимская журналистка и краевед Галина Фадеева вспоминала, как однажды в детстве — ей тогда было четыре года — встречала Новый год в кругу родных, и пожилой друг семьи прочитал стихи, от которых она заплакала. Старика стали укорять, что довел девочку до слез, а он ответил, что это хорошие слезы, душа поэту сопереживает.
Очевидно, что все мы читаем стихи для этого, не так ли? По крайней мере любой версифицирующий, отдает он себе в этом отчет или нет, хотел бы такого отклика от читателя.
В наши дни есть удобный путь к нему — это специализированные сайты или же социальные сети. И действительно, в них мы наблюдаем большое количество стихотворных текстов. Однако, положа руку на сердце, признаемся, что не часто мы видим сопереживающего читателя, не так ли? Почему же так происходит?
Во-первых, дело в том, что социальные сети и в целом интернет в наши дни стали обыденностью. Мы в них заходим как в магазин, устраивая своеобразный шопинг, где плата — наше внимание. Поэтому все яркое, необычное, эмоциональное имеет больше шансов его захватить, чем стихи.
Поэтому, мне кажется, версифицирующие стараются в свои тексты привлекать образы из других стихов, уже себя проявивших. Они уже вызывали слезы, авось триггернут еще раз!
Но откуда берется уверенность, что их тексты могут вызывать такой отклик? Вот в 19 веке стихи писали чуть ли не миллион человек, из них осталось в культуре человек пять. Почему же каждый пишущий в интернете сегодня считает себя богоравным?
Мне кажется, что это происходит по нескольким причинам.
Почему бы и нет? Пока игра не окончена, пока человек пишет, кто знает, что он напишет? Вдруг завтра он сочинит строки, от которых все придут в восторг? Так что нет ничего плохого в том, что люди пишут стихи. Да ради Бога!
Во-вторых, действительно, есть некоторый недостаток обратной связи. Вот человек написал стихотворение, ему высказали критику, а это обидно. Автор просто банит такого рецензента, и в конечном итоге вокруг него остаются пусть несколько читателей, но все они настроены комплиментарно или хотя бы открыто не критикуют. В результате автор через пару лет решает, что он гений, а что такого?
Здесь можно посоветовать вживую посещать литературное объединение, где автору могут высказать критику вполне себе доброжелательно, но по существу.
Ну и в-третьих, разумеется, существует такая вот ориентация на успешных авторов. А успешность автора в обществе зависит не от того, насколько хорошо он пишет стихи, сколько от того, насколько он нравится обществу не стихами, а какой-то своей интегральной величиной. Вот котята стихов не пишут, а как людям нравятся! Так же и успешные авторы успешны не своим творчеством.
Здесь можно иметь в виду, что такая интегральная величина мимолетна, и порой стоит потерпеть немного, чтобы ветер истории развеял дешевый фимиам.
Однако стоит оценить и преимущества интернета. Дело в том, что когда СМИ и издательства были в одних руках, многие замечательные авторы оставались никому не известными в течение всей своей жизни. Зато теперь у нас есть редкая возможность найти себе автора по вкусу, разве не так?
Так что выходя в интернет словно в поле в зимнюю ночь, под тусклым светом луны в ясном небе мы слышим не только одинокий вой непризнанных авторов, но и видим звезды, которые радуют глаз и согревают душу. Разве не так?