«Революционный переворот в философии», а точнее, искажение самой ее сути началось в наши годы с того, что был поставлен под вопрос сам предмет философского исследования: он-де изменяется в ходе исторического развития.
Трудно сказать, кому тут принадлежит приоритет. Но вот как представляет дело один из «заложников сталинизма» (так, по крайней мере, его рекомендовала «Литературная газета») академик Б. М. Кедров: «Первоначально, в древности, существовала нерасчлененная наука, внутри которой все отрасли знания находились под эгидой философии. Дальнейший прогресс состоял в том, что началась дифференциация наук. От прежде единой философской науки отделились, отпочковались сначала математика, механика и астрономия. В XVII в. от философии отпочковались физика и химия, а позднее биология и геология. Вслед за естественными науками шло отпочкование общественно-экономических наук (истории, политической экономии, лингвистики, педагогики и др.)».
Что собой представляет философия, понимаемая как «логика и диалектика», об этом позже. Здесь же отмечу, что зерно истины, содержащееся в картине, нарисованной Кедровым, перемешано с такой дозой заблуждений, которая совершенно искажает реальный историко-философский процесс. История философии предстает под пером автора в виде своего рода философского стриптиза, вследствие которого философия сбрасывает одну проблематику за другой.
В предлагаемой статье предпринята попытка подойти к определению философии как области знания через выяснение ее предмета. Автору представляется, что история философии дает достаточные основания для такой попытки. В любом толковом словаре мы встречаемся с таким этимологическим пояснением: «Философия – любовь к мудрости». Поэтому мы трактуем философию как вид, форму знания. Согласно такой трактовке, естественным представляется понимание философии как науки. Но наук много, и получается, что философия – лишь одна из них. Но тогда правомерно спросить, о чем она, каков ее предмет? Именно видимая естественность такого хода мысли образует затруднение в понимании, что такое философия.
Можно ли, хотя бы предварительно, очертить предмет философии? Если попробовать решить этот вопрос путем перебора, то окажется, что никакая конкретно-предметная область не вправе претендовать на это. Иногда пытаются преодолеть такое затруднение, определяя предметом философии мир как целое. Однако какое предметное содержание можно адресовать этому понятию? Оно скорее выступает как некоторое неопределенное представление и в этом смысле скорее метафора, чем определение предметности.
Таким образом, вопрос о предмете философии не может быть решен непосредственно указанием на предметную область. Но тогда ставится под сомнение квалификация философии как вида знания, подпадающего под понятие науки. Ведь не может быть беспредметной науки. Так мы оказываемся перед дилеммой: либо философия не имеет предмета, и тогда она не есть знание; либо, поскольку она все же занята постижением мира, предмет у нее особенный, не составляющий непосредственно какую-либо предметную область реального мира. Но тогда, чтобы выяснить, чем она занимается, надо сначала понять, что такое философия.
Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова. В обыденном смысле философия – рассуждения, проводимые на досуге о предметах, составляющих объект изучения философии, ведущиеся на уровне интуиции, сформулированной на базе жизненного опыта данных «философов». Отличительная черта этой философии – отсутствие всякой системы в рассуждениях. Такие «философствования» характеризуются странным сочетанием: уровень научного анализа стоит обычно даже ниже Платона и Аристотеля – где-то на уровне софистов, а сами суждения соответствуют уровню развития общества, прошедшего гораздо больший путь познания.
Философия выросла явно именно из такого философствования. Она прошла много этапов, построенных следующим образом: берется несколько фактов, берется какая-то категория, производится анализ, и мы получаем антиномию, а в конце концов – противоречие. В обыденной жизни этот прием используется либо для доказательства вздорности философии, либо для утверждения своего «эго», либо для «доказательства» своей позиции…
В философии же пройдено много таких этапов, причем противоречие на данном этапе логического анализа являлось посылкой для следующей ступени. Таким образом, философия – развитие «философствования» на протяжении тысяч лет. При этом постоянно вскрывались ошибки, находились «выходы из тупиков». Таким образом, «философствование» отличается, во-первых, использованием лишь индивидуального опыта, а не опыта всего человечества, во-вторых, гораздо меньшим уроком размышлений, в-третьих, является обычно досугом, развлечением и не подразумевает сколь-нибудь глубоких мыслей.
В предлагаемой статье предпринята попытка подойти к определению философии как области знания через выяснение ее предмета. Автору представляется, что история философии дает достаточные основания для такой попытки. В любом толковом словаре мы встречаемся с таким этимологическим пояснением: «Философия – любовь к мудрости». Поэтому мы трактуем философию как вид, форму знания. Согласно такой трактовке, естественным представляется понимание философии как науки. Но наук много, и получается, что философия – лишь одна из них. Но тогда правомерно спросить, о чем она, каков ее предмет? Именно видимая естественность такого хода мысли образует затруднение в понимании, что такое философия.
Можно ли, хотя бы предварительно, очертить предмет философии? Если попробовать решить этот вопрос путем перебора, то окажется, что никакая конкретно-предметная область не вправе претендовать на это. Иногда пытаются преодолеть такое затруднение, определяя предметом философии мир как целое. Однако какое предметное содержание можно адресовать этому понятию? Оно скорее выступает как некоторое неопределенное представление и в этом смысле скорее метафора, чем определение предметности.
Таким образом, вопрос о предмете философии не может быть решен непосредственно указанием на предметную область. Но тогда ставится под сомнение квалификация философии как вида знания, подпадающего под понятие науки. Ведь не может быть беспредметной науки. Так мы оказываемся перед дилеммой: либо философия не имеет предмета, и тогда она не есть знание; либо, поскольку она все же занята постижением мира, предмет у нее особенный, не составляющий непосредственно какую-либо предметную область реального мира. Но тогда, чтобы выяснить, чем она занимается, надо сначала понять, что такое философия.
Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова. В обыденном смысле философия – рассуждения, проводимые на досуге о предметах, составляющих объект изучения философии, ведущиеся на уровне интуиции, сформулированной на базе жизненного опыта данных «философов». Отличительная черта этой философии – отсутствие всякой системы в рассуждениях. Такие «философствования» характеризуются странным сочетанием: уровень научного анализа стоит обычно даже ниже Платона и Аристотеля – где-то на уровне софистов, а сами суждения соответствуют уровню развития общества, прошедшего гораздо больший путь познания.
Философия выросла явно именно из такого философствования. Она прошла много этапов, построенных следующим образом: берется несколько фактов, берется какая-то категория, производится анализ, и мы получаем антиномию, а в конце концов – противоречие. В обыденной жизни этот прием используется либо для доказательства вздорности философии, либо для утверждения своего «эго», либо для «доказательства» своей позиции…
В философии же пройдено много таких этапов, причем противоречие на данном этапе логического анализа являлось посылкой для следующей ступени. Таким образом, философия – развитие «философствования» на протяжении тысяч лет. При этом постоянно вскрывались ошибки, находились «выходы из тупиков». Таким образом, «философствование» отличается, во-первых, использованием лишь индивидуального опыта, а не опыта всего человечества, во-вторых, гораздо меньшим уроком размышлений, в-третьих, является обычно досугом, развлечением и не подразумевает сколь-нибудь глубоких мыслей.
Следует отметить еще, что определение философии, даваемое философами, не может быть объективно, так как она затрагивает их в гораздо большей степени, нежели остальных.
Энгельс определяет философию как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления.
Основные вопросы философии – онтологический и гносеологический. Суть онтологического вопроса – в установлении первичности материи и сознания (в различных постановках), гносеологического – в познаваемости мира.
В основе философского анализа лежит следующий метод: берется некоторое понятие, которое мы будем брать на уровне интуиции. Берется второе понятие, которое также описывается интуитивно.
Но дело не только в этом. Не будучи фиксирована ни на одной предметной области как своем предмете, философия в то же время обнаруживает в любой из них занимающие ее проблемы. Не служат фиксацией предмета философии определения типа «философия биологии», «философия физики», «философские проблемы медицины»... Если за этими оборотами стоит определенное содержание, то это означает, что предмет философии как-то представлен в любой из конкретных наук, хотя и не сводим ни к одной из них.
Ясно одно: философской науке Башкортостана больше не светит ни «добровольное рабство» в качестве эпигона федеральной и мировой философии, ни «принудительное рабство» в тисках тоталитарной идеологии. Первых больше не существует в природе – их растопил глобализм (как и мозги их адептов), а второе уничтожено в ходе реставрации капитализма в России.
Это значит, что философы регионов, те, что всегда были в тени, могут проявить себя и выйти на первый план.