Все новости
КОЛУМНИСТЫ
9 Февраля 2021, 16:54

«Мы все сошли с ума…»

Недавно прошла новость в СМИ: в очередной серии франшизы про Джеймса Бонда, что пока не вышел на экраны кинотеатров из-за пандемии, будут переснимать некоторые эпизоды. А некоторые кадры подвергнут лишь компьютерной обработке. И всему виной какой-то устаревший смартфон, что мельтешит в кинокартине. Ведь 2020 год прошёл мимо премьеры, и фильм с мелкими недоделками как бы задержался… залежался.

Теперь демонстрировать данную модель никуда не годится якобы. Ну, так пожелал производитель, рекламодатель, а, впрочем, неважно. Но история так или иначе поражает – до нестерпимой глубины. Что же получается?.. А собственно, – ничего не получается. Мозг отказывается что-либо понимать в происходящей ситуации-комедии. Понятно, что защита авторских прав, закон о рекламе и «творец-молодец» вправе стоять за свой товар всеми законными способами. Но что-то слишком разрослась «защита», прямо-таки до космических масштабов. Этакие Гаргантюа и Пантагрюэли! Простому обывателю, далёкому от всех этих авторских прав, и вовсе покажется, будто здесь творится непотребный цирк с уродцами. Если идти по пятам пресловутого «агента 007», который находится на стадии технических доработок, то, по всей видимости, это будет не единственный случай в кинематографе. В недалёком будущем (или уже происходит) всю мировую киноиндустрию начнёт по-настоящему лихорадить. То ли ещё будет! Помимо продюсеров, режиссёров на съёмочных площадках замелькают, как бельмо на глазу, новые главнокомандующие – хозяева «вещичек», что попадают в объектив оператора. Или уже что-то схожее происходит; нам, зрителям, сложно видеть реальное положение этих «кухонь».
Если глянуть в другой угол бардака… а это именно так и хочется назвать. Сейчас множество профессиональных видеоматериалов, репортажей по телевидению и прочей официальной видеолабуды; и они сплошь и рядом усеяны «размытыми пятнашками». Закрыты, таким образом, лейблы, названия известных и малоизвестных брендов. Ну, типа – не заплатил за рекламу наших товаров, будь любезен, спрячь как-нибудь от чужих глаз. Честно говоря, какой-то бред сивой кобылы! Не смешной анекдот! Нонсенс безумного времени! Стоит оператору с кинокамерой случайно скользнуть по магазинным полкам, то держитесь телезрители – перед вами предстанет изумительный блюр, одно «мыло». Лет пять назад ничегошеньки подобного и близко не было. Ныне все просто сошли с ума со своими «правами». Вот уж действительно наступает урбанистическая эпоха. Век корпораций. И век ничегонеделания! Состряпал «творец-удалец» некую полезную коробочку, назвал её крутым словечком, огородил «высоченным забором», то есть узаконил. Ну, заполучил патент, понятное дело. Свои юристы подсуетились как надобно. И лежит теперь деятель на диванчике с мягкими подлокотниками и плюшевой спинкой, и пуляет в потолок развесистые плевки. «Капуста», дивиденды сыплются. Крысота! Жизнь удалась! Несомненно, звучит гиперболизировано, но не ровен час, когда подобное и будет происходить повсеместно. Мы шаг за шагом идём к тому, чтобы работать как можно меньше, а получать тотчас – целые горы золота, бриллиантов... Где же ты, золотая антилопа?
Вспомнилась ещё одна презабавная история, что произошла то ли в прошлом, то ли в позапрошлом году. Или вовсе три-четыре года назад, но главное – воспоминание-то свежо. Есть всем известная певунья-певица, талант которой вызывает некоторые сомнения. Как-то летом, и, наверное, прохладной осенью, и бог знает в каком городе…(а более замешан в той истории культурный город Санкт-Петербург). Она вдруг услышала краем уха свои песни-треки, звучащие в местных кафешках, в ресторанах. «Рвали» на полную громкость колонки музыкальных центров. Она, снедаемая чувством негодования и злобы, со своими коллегами из продюсерского центра Archer Music Production подала на всех администраторов-директоров заведений в суд за нарушение авторских прав. Якобы нельзя воспроизводить её музыкальные «шедевры» – без её ведома. И вот спрашивается: что за ерундистика??? Как это чудо понимать? Нет, если разбирать по косточкам, по буковке закона… Всё равно не понять её прожорливость. Однако, один иск она выиграла. Питерский ресторанчик уплатил порядка двести с лишним тысяч рублей. Хотя казалось, по ютуб-роликам – поржут все от затеи её бездарной, мемов понарежут в видеоредакторе. А нет, получила звёздная личность своё денежное удовлетворение.
Если следовать старательно по всем соответствующим пунктам данной «финтифлюшки», в смысле авторского права, то выходит какая-то неразбериха. Повторюсь, не со стороны юриста, а обычного потребителя… можно сказать, «чайника». Допустим, приобрёл я альбом одной прогрессив-группы. На физическом носителе – на CD-диске. Или же цифровой вариант на музыкальном портале. Уплатил должную сумму денег. Треки же, по ощущениям, по вспыхнувшим моим эмоциям – блеск! Гонял их по несколько раз в день. Голова, как бумажный кораблик, плыла от счастья, и птички поблизости щебетали. Пришли в гости друзья. Чайку попить наваристого. В настольный хоккей поиграть, что дожил, понимаешь ли, до наших времён. Раритет. А фоном, для бодрости, поставил ту самую прогрессив-группу. И стоп! Я стал негодяем и вором – нарушил авторские права той самой группы. Альбомчик-то я имею право слушать только в индивидуальном порядке, а не в компании друзей. Я без ведома правообладателя прорекламировал его товар, транслировал запись другим лицам. Ну, что же? Пойду подам жалобу на самого себя.
Если идти по той же колее, то выходит своеобразный винегрет: чтобы я ни купил, ни приобрёл в магазинах… кроссовки, скажем, то не имею никакого право выходить в них на улицу. Все же видят, что у меня за обувь – по бокам сверкает серебристыми буквами лейбл фирмы. Реклама, одним словом, на которую мне добро не давали. Короче, бейте меня палками как настоящего беззаконника, не уважающего правообладателя-хозяина. Дебилизм на поверку получается! Разве нет? Возможно и ошибаюсь, как «чайник».
В интернете же события творятся… отчего даже куры хохочут. Да и не разобрать толком – что есть что! С появлением торрентов для всех музыкантов, фотографов, кинодельцов наступили чёрные-пречёрные дни. Не успел выйти фильм, как его украли, спиратили. Кое-как им помогают специализированные ресурсы с годовой, месячной подпиской. Что-то вроде костыля для удержания дел насущных. И то с них авторы имеют крохи. Для фотографий – стоковые фотобанки. Но самое уморительное, курьёзное то, что эти самые «боссы» своих творений ведут себя в интернете как малолетние детишки и одновременно как добрые самаритяне. Своими вещицами увешивают там всё что можно: социальные сети, «облачные сервисы», только что открывшиеся новые сайты, не вызывающие доверия. Потом губки надувают от обиды авторы, если вдруг видят у кого-то на странице социальной сети или на сайте свой аудиотрек или графическую картинку или что-то подобное, цифровое. У них почему-то стойкое на этот счёт мнение – якобы меня мой интернет бережёт.
К примеру, в Фейсбуке есть такая народная фишка, правильнее сказать, пост (статья), содержание которого состоит из примитивных пунктов защиты авторского право… ну, кто-то накропал на скорую руку. И, вероятно, юрист, но без профессионального опыта. Чем-то пост похож на небезызвестное письмо счастья, ибо частенько летает из одной страницы в другую Фейсбука, то есть все участники ФБ «постят» безотлагательно, как только замелькает статья в новостной ленте. И главное утверждение, висящее в «шапке», – кто разместит этот пост, тот будет защищён авторским правом по европейскому стандарту. Уфф! Ну, как тут не заржать. И тело трясётся от растущих смешинок.
Во-первых, не разбираясь во всех перипетиях закона, можно же сообразить, что пройдёт несколько дней и этот «священный пост-защитник» уползёт далеко… глубоко вниз в твоём профиле. И ищи-свищи потом его. Чуть посообразительнее, конечно, могут его закрепить. Разместить у себя в разделе «заметки», чтоб был перед глазами всегда. Но вопрос вопросов, а как этот пост-статья вяжется на самом деле с пользователем, и он где-то что-то подписал? И где прочие формальности, что должны быть при заключении договора между пользователем и менеджерами ФБ? А это не просто пост, а почти (неправильно составленный, разумеется) документ. А так, в Фейсбуке имеется специальное приложение Rights Manager, которое действительно занимается авторскими правами. Лайфхак для незнающих!
Во-вторых, что в Фейсбуке, что ВК мы все имеем полное право копировать данные, мультимедиа с чужих страниц на свою страницу, используя имеющиеся на этом ресурсе функционал. Иными словами, если есть кнопочка «поделиться» внизу поста, значит – валяй, бери, хватай! Про это подробно написано в пользовательском соглашении. В-третьих, все три гиганта: «Одноклассники», «ВК», «Фейсбук» (на данный момент, возможно, и ещё кто-то присоединился) работают через популярные поисковики. То есть, что размещено в социальных сетях, можно найти, скажем, через поисковик «Яндекса». Следовательно, ваше добро, уважаемые пользователи социальных сетей, находится в открытом доступе. Но уберечь же можно свои изделия. Вполне достаточно вшить Voice Tag или водяной знак на аудио, видео. На фотографию, к прочему, с боку прописать свою авторскую фирму, да просто свою фамилию. Уже какая-то оборона от воровства. А лучше размещать видео в YouTube, где с авторскими правами достаточно всё строго… в последнее время и чересчур. Музыку свою в SoundCloud. Про фотографии уже говорилось – стоковые фотобанки.
И всё же поражают многие обидчивые человечки, стучащие ботинком по столу, якобы у них украли «всё дело их жизни», при сём сами же нисколько не позаботились о настоящей защите. И кто тут виноват на самом деле? Как в армии обычно говорят: «У нас не воруют, это ты сам прозевал!»
Возвращаясь к началу вышесказанного, стоит повторить да подытожить. Всё-таки благодаря увальням, косолапым мишкам и всяким стрекозкам, пропевшим лето, крепчать стал в последнее время «ентот» закон об авторском праве. И качает его в разные стороны, ломая старые работающие механизмы. Всемирная паутина внесла само собой свои коррективы и вполне существенные. Но понесло и закрутило как юлу авторское право слишком резко, на грани фола. До невообразимого абсурда. И с этим недоброкачественным явлением точно надо что-то делать, чтобы не брюзжали тут всякие музыкальные таланты, и не переснимали по тысячу раз фильмы по прихоти «левых лиц». Менять или исправлять, однозначно!
Алексей ЧУГУНОВ