Артист и волшебник Айрат Ахметшин
Все новости
КОЛУМНИСТЫ
27 Декабря 2020, 18:53

Точка

СНАЧАЛА БЫЛО ЯЙЦО В наше время крайнего плюрализма мировоззрений мы все чаще задумываемся над вечными темами – о происхождении, развитии и устройстве мироздания. Мира. Вселенной. О происхождении и смысле жизни. О предназначении человека.

В редакцию «Истоков» приходят письма от разных неравнодушных к этим вопросам людей, вроде вышеприведенного опуса «Точка». Равно как и других статей, очерков, рассказов в плане философской научной фантастики или паранаучной мистики. Или даже в виде целого романа о «Спермате» как о некоем изначальном, универсальном существе Универсума. Или в виде вполне научной «Генетической теории Вселенной» уфимского профессора Ф. Терегулова, положившей начало дискуссии на страницах нашего еженедельника.

Словом, любомудрие ныне стало нашей насущной и едва ли не повседневной потребностью. Люди думают. Размышляют. Читают и пишут. И это хорошо. Плохо лишь то, что иногда это любомудрие преподносится в слишком безапелляционной, категорической форме. В порядке непререкаемой истины в последней инстанции.
Так, скажем, даже научно обоснованный «антропный принцип Вселенной» объявляется вдруг последним словом космологии и неоспоримым доказательством «наличия» Бога: «Так что похоже, что сегодня атеизм выглядит безнадежной дремучей архаикой (!)». Что совершенно неприемлемо. Ибо реальная наука никогда не была повивальной бабкой Бога с его божественными чудесами, а скорее – их могильщицей.
Тайны Природы всегда интересовали людей. В мифологии всех народов мира были свои, народные космогонические мифы. Чаще всего происхождение мира связывалось с первоначальным яйцом. «Сначала было яйцо!» Так, древние греки представляли космос в виде яйца, разделенного плоскостью земли. Их космос имел границы. Он начинался с хаоса, стремящегося к гармонии и стабильности. Гомер и Платон придавали космосу из яйца антропоморфную форму. И уже исповедовали антропоцентризм. Олицетворяли стихии. Аристотель выдвинул геоцентрическую, а Аристарх Самосский – гелиоцентрическую теорию мироустройства. Приходится только удивляться, насколько прозорливыми были эти античные греки. Впоследствии Клавдий Птолемей Александрийский – математик и астроном – доказал существование геоцентрической системы мира, а Николай Коперник спустя, правда, полторы тысячи лет – гелиоцентрической.
Происхождение, существование и развитие космоса – его звездных и планетарных систем, галактик и метагалактик – связывалось учеными прежде всего с гравитацией. Ученые исходили из того предположения, что главным законом Вселенной является Закон всемирного тяготения. Исаак Ньютон сформулировал этот закон, Александр Фридман просчитал физико-математическую модель Вселенной, Альберт Эйнштейн обобщил ньютоновскую теорию всеобщего тяготения и назвал ее Теорией относительности, не претендуя на ее абсолютность, ограничившись относительностью, хотя и мечтал создать абсолютную, всеобщую теорию поля, или, как ее называют теперь, – «Теорию всего».
В наше не столь отдаленное время нас учили простому и понятному учению: Вселенная – это весь материальный, безграничный в Пространстве и развивающийся в бесконечном Времени мир. То есть Вселенной нет ни конца, ни начала. Вместе с этим, есть и другое, еще более простое, восходящее к ветхозаветным временам учение: Вселенную создал Бог! Вместе с ее началом и концом. С сотворением Мира и концом Света!
Но, опять же, более близкое нам (восточным евразийским арийцам) и не менее древнее учение восточных мудрецов учит, что нашей Вселенной нет ни конца, ни начала. Что она была всегда. И, в принципе и перспективе, доступна любому из нас. Для этого надо лишь достичь состояния полного просветления души и абсолютной свободы духа.
Лично меня устроило бы здесь учение забытого нами пророка евразийских арийцев Заратуштры: Бог умер, воплотившись в материю, а дух его – в жизнь. И теперь он через нее возрождается. Так что божья искра жизни есть в каждом живом существе. В каждом живом человеке.
Но вернемся к нашей пресловутой почти не существующей, безразмерной изначальной Точке.
Самую распространенную ныне космогоническую теорию можно назвать теорией Точки. Коротко ее можно изложить следующим образом: сначала не было ничего – ни пространства, ни времени. Ни размеров, ни измерений. Была лишь Точка. Ведь размеры надобно хоть с чем-то соотносить. Так что Точка не имела размеров, но, по-видимому, имела некую массу неизмеримой, колоссальной, какой-то прямо-таки чудовищной плотности, которая и привела ее к коллапсу и взрыву. К изначальному Большому взрыву! По подсчетам ученых-«взрывников» – ко взрыву, произошедшему где-то около 15 миллиардов лет тому назад.
С Большого взрыва и началась наша все еще расширяющаяся Вселенная. Взрыв породил излучение, называемое реликтовым, первоплазму и изначальный звездный газ, из которого в силу гравитации стал формироваться космос – всевозможные космические тела. Первоначальный хаос, порожденный взрывом, начал упорядочиваться. Начались процессы его гармонизации, формирования видимого космоса, который нам видится уже довольно гармоничным, а то и просто прекрасным:

Открылась бездна,

Звезд полна!

Звездам нет счета,

Бездне дна!
Какое-то время ученые считали, что расширение нашей Вселенной должно смениться своей диалектической противоположностью. Сжатием. Инерция Большого взрыва должна бы ослабнуть и, по закону притяжения тел, начать сжиматься, собираясь в новую сверхтяжелую дыру. Или в Точку.
Однако самые последние исследования показали, что расширение Вселенной не только не замедляется, но еще и ускоряется. Словом, долгожданный Конец Света отменяется. Хотя ученые предрекают конец Универсума в виде вселенского ледникового периода. Когда Вселенная окончательно остынет. Когда испарится и рассеется вся ее материальная масса. И когда все вернется к хаотичному бытию холодных, исходных или конечных, неделимых инертных элементарных частиц.
Разумеется, существует множество других теорий или метатеорий происхождения, строения и развития Мира. Или хотя бы Материи. Например, Вакуумная метатеория происхождения реальной материи. Если есть теория Точки, почему бы не быть теории Пустоты?..
Согласно квантовой теории, в абсолютном вакууме (при абсолютном минусе квантов) может происходить самозарождение неких виртуальных частиц, влияющих, однако, на физические процессы (обнаружено в эксперименте). То есть Вакуум – все же не идеальная пустота, не абсолютное ничто, а скорее идеальное нечто! В виде наличия этих самых явно нематериальных частиц. И этот почти научный факт может потрясти любого архиатеиста, какой только и найдется воскликнуть: «Виртуальные частицы! И все! И в них весь Бог! Или еще одна его метафора – Вакуум! Пустота! Пустое место!». В народной же мудрости вопрос о сотворении Мира в Пустоте решается еще проще. Архипроще: «Природа не терпит Пустоты». Или: «Свято место пусто не бывает». И непременно будет заполнено. Даже в нарушение Закона сохранения вещества, когда в условиях идеального абсолютного вакуума виртуальные частицы переходят в материальные. В материю.

Без существования Материи

Мы не можем знать,

А без Сознания – не знаем,

Что Материя существует.
Как в том извечном, на грани схоластики, орнитологическом споре: что все же было сначала – яйцо или курица? Человеческий геном или человек? И даже, казалось бы, наметившееся здесь примирение на основе того, что они-де появились вместе, неразрывно, одновременно, сначала постепенно, а уж потом сразу (в процессе эволюции, инволюции, революции), никого здесь не примиряет. Но об этом – в следующий раз. Читайте наши «Истоки».

Георгий КАЦЕРИК
Читайте нас: