Речь здесь пойдет о могучем Танатосе, о дряблой старухе с косой, о вечном безмятежном ветре, который залетает в каждый дом, в каждое сердце. О той самой секунде, которая приносит огромную боль и великое освобождение. О смерти. Она всегда держит за руку Время, каждый день собирает свой богатый урожай и не оправдывается ни перед кем. Одни говорят, что смерть – это часть жизни, всего лишь переход в другой мир, на другую грань бытия, обратную сторону исписанного листа, где все начинается сначала. Для других смерть – это величайшее табу, запрет, основанный на принципах морали. Так или иначе, неизбежность диктует свои правила, по которым каждому из нас придется сыграть в одну игру, игру под названием Смерть.
Наши предки считали, что смерть есть переход от состояния бытия к состоянию небытия. Чтобы смириться с этой мыслью, они изобрели религии. Так, например, у ацтеков существование в потустороннем мире определялось не заслугами в земной жизни, а обстоятельствами смерти. Лучшей смертью была гибель в бою. Воины попадали в Тонатиучан, Рай на востоке, где усопший восседал рядом с богом войны. Утонувший или умерший от болезни отправлялся в Тлалокан, Рай Тлалока, бога дождя. Те, кого не принял никакой бог, отправлялись в Миктлан, преисподнюю, где они проходили четырехлетние испытания перед окончательным растворением.
Месопотамскую мифологию, где страна мертвых называется «страной без возврата», можно выразить маленьким отрывком из песни:
К дому, в котором вошедший лишается света,
Туда, где питье его – прах, и еда его – глина,
А одет он, словно бы птица, одеждою крыльев,
На дверях и засовах простирается прах.
В китайской мифологии описывается далекий остров Ку-ши, где живут прозрачные люди, белые как снег и свежие, как дети. Они вдыхают ветер и пьют росу. Они гуляют в пространстве, облака служат им колесницами, а драконы – лошадьми. Их не волнуют ни болезни, ни муссоны. Они равнодушны ко всему. Они поднимаются в воздух, словно идут по ступеням, и ложатся в пустоту, словно в постель. Полет души носит их повсюду.
В исламе Рай состоит из восьми кольцеобразных террас. Это место вечного блаженства омывают четыре реки. Здесь обитают семь священных животных. Пророк предлагает гостям бесконечные чувственные удовольствия.
Рассматривая нынешние доминирующие религии (такие, как ислам, христианство, буддизм), можно разглядеть явные сходства в каждой из них: существование Рая и Ада, чистилища и т. п. Особых успехов в этом добился современный писатель французской нонконформистской фантастики Бернард Вербер, сравнивая и сопоставляя религии, проводя между ними параллели. Он выдвинул теорию, которую подробно изложил в своем скандальном романе «Танатонавты». Она наиболее четко и доступно излагает версию того, о чем пишут Библия и Коран, Тибетская книга мертвых «Бардо Тхедол» и ряд других религий о смерти. Клиническая смерть, глубокая кома, когда происходит отключение головного мозга, медитация или окончательная смерть – все это помогает душе выйти из тела и начать свое путешествие.
Если душа пройдет все испытания своего прошлого, она переходит в Красный мир, где происходит столкновение с самыми извращенными своими пороками, безумными фантазиями и подавленными мечтами (в основном это сексуальные грезы, которые здесь становятся явью). Если принять их, но не поддаться, возможен переход в следующий из миров. Четвертое небо представляет собой огромную пустыню, где начинается испытание временем: здесь дуют сильные ветры и видна бесконечная череда усопших, уныло бредущих по долине. Идет обучение терпению, здесь душа может находиться один день или тысячи лет…
Далее следует пятый мир, мир откровения и абсолютного знания. Нахождение пути Дао для даосов, решение тайн Каббалы для евреев, появление садов Аллаха для мусульман и Эдема для христиан. Все обретает смысл. Полное понимание жизни. Шестое – Бардо – это страна абсолютной красоты, где растут чудесные растения, и все это окружают сказочные ландшафты. Так происходит отрицание себя, ощущение своей уродливости и бесполезности. И, наконец, душа переносится на седьмое небо, в мир белого цвета. В место, где обитают ангелы и демоны, в центре которого течет длинная река покойников (Стикс?). Здесь заканчиваются странствия души перед новой реинкарнацией. Приходит время Страшного суда, где три архангела взвешивают заслуги и прегрешения…
Ученые назвали это «последней фантазией головного мозга», утверждая, что истинная тайна смерти навсегда останется загадкой. Возможно, они правы, но ведь эти самые ученые доказали, что человек после смерти становится легче на 21 грамм, что сверхчувствительные приборы могут зафиксировать эктоплазму («душа»), когда она покидает тело.
За смертью стоит много вопросов, на которые все мы в свое время получим ответы. Но если Там действительно все так сложно? И правда ли, что Харон так молчалив? Прав ли был Конфуций, сказав, что, лишь познав смерть, можно понять жизнь? И что если нам в конечном итоге придется расплачиваться за все? Стоит подумать.