Кинотеатры, особенно отечественные (у зарубежных есть несколько маленьких, но всё же, проходных вариантов дальнейшего существования), просто не переживут тот кризис, который буквально свалился с неба (с Китая – каламбур). Голливуд фактически сидит на пороховой бочке: его финансовая модель рухнула, так как привычный рынок сбыта продукта – в данном случае это прокат фильмов и кассовые сборы – просто стал недоступен.
Находясь в заточении в «тёмной-тёмной комнате» своей квартиры, люди спасались от скуки как могли, и помогали им в этом стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры (iVi, Netflix, Кинопоиск и так далее). А что, очень удобно: платишь минимум и смотришь новинки, фактически не выходя из дома – благоразумный горожанин, соблюдающий правила карантина. Конечно, не обошлось без стандартного «пиратства»: незаконные ск`ачки во время пандемии возросли в геометрической прогрессии элементарно из-за того, что людям надо как-то убивать время. Но создатели кинопродукции не дураки, да и выживать им тоже как-то надо: мало того, что съёмки эксклюзивного контента на время полностью заморозились, так ещё и людей палкой не загонишь в залы. Многие компании выкладывали «горяченькие» новинки сразу в Интернет на личные сервисы, что очень сильно повернуло ситуацию проката в самую неожиданную сторону: пока заведомо неудачный ремейк «Мулан» от Disney горит в чистилище полного фиаско, никем нежданный анимационный фильм «Скуби-ду» собирает любовь пользователей сети Интернет прямиком с трафика.
Так вышло, что дабы «выйти в ноль» хотя бы, то фильму надо собрать минимум два собственных бюджета с проката, физических носителей и продаж мерчендаза (сопутствующих товаров – игрушек, футболок с изображением героев и подобной ерунды). Если показы в кинотеатрах стали полноценно недоступны, то продажи других товаров, сопряжённых с той или иной лентой, опустились из-за платёжной «неполноценности» людей: мы не откроем Америку, если скажем, что пандемия ударила и по зарплате среднестатистического обывателя. Только эти два фактора уже ужас как «стращают» киноиндустрию.
Так уж заведено, что любой фильм или мультик, сериал – словом, всё, что вы смотрите впервые – это лотерея: вам в равной степени может понравиться и НЕ понравиться то, что вы увидели, по ряду причин (графика, актёры и их игра и, что самое важное, сюжет, история, ради которой вы собственно и потратили деньги и время). Но, как бы хорош ни был продукт, в котором вы всё ещё не уверены до конца, это явно не стоит вашей жизни, которой вы рискуете, приходя в людное место в самый пик бушующей по всей планете смертельной болезни. Другое дело, когда можно посмотреть эту «киношку» дома за деньги относительно «удобоваримые», которые не сильно уничтожают семейный бюджет в кризисную пору. Киноделы подумали так же, и спокойно выпустили некоторые свои новинки в Интернет: разумеется, сборы на эти вещи превзошли те, которые планировалось «прокатить» в кинотеатрах. Ещё одна очень важная вещь при рассмотрении данной темы – это то, что будучи уже в сети, фильмы перестают конкурировать, потому что их элементарно можно посмотреть в один-два дня подряд, а не тратить 24 часа на сбор всей семьи, привоз её в ТРЦ, покупку билетов в очереди и прочее – это долго и скучно.
Смотреть кино дома даже выгодней, так как, находясь на удобном диванчике, купить фильм на том же Кинопоиске ОДИН раз – выходит дешевле, чем трата на три-четыре билета для всей «честной компании», с которой бы вы пошли весело проводить время. Вы удивитесь, но такой «переворот» оказался настолько прибыльнее классической модели проката, что компания Universal прямо заявила о том, что все её будущие релизы будут стартовать одновременно в Интернете и кинотеатрах. Угадайте, где будут смотреть люди? Правильно, дома. Сейчас все кинотеатры завалились в истошном вопле, потому что их прибыль очень сильно упадёт.
Смотрите, как на ваших глазах появляются контуры картины: вы можете смотреть интересующие вас фильмы дома, в тепле и комфорте без трат на бензин, поп-корн, лишние билеты и прочее, а киноделы получают мир без «монополии», например, на ту же анимацию, вот только надо переработать модель «сбыта» собственного товара. Заметьте, что в этой формуле нет одного – самого кинотеатра. Так нужен ли будет нам посредник в удовольствии, после того, что мы почувствовали, смотря кино дома совершенно легально? Вернутся ли кинотеатры после карантина в своё допандемийное состояние? Разумеется, им придётся перестроиться и измениться, как и всей индустрии развлечений в целом, но в любом случае, это уже не будет так, как раньше.