Проезжая через мост в направлении Лос-Огородос, то бишь на дачу, загляделась по сторонам и обнаружила, что набережная достроена. О, наша многомиллиардная набережная, которую мы ждали так долго. И вот я гуляю под свежим ветром по бесконечному количеству бетона и любуюсь трубами, трубами и трубами на всех трёх ярусах новоиспеченной набережной, а ещё вензелями на решетках – на трех шрифтах название города, в котором родилась. Я бы эту идею, конечно, развила дальше до перформанса – Уфа на хангыле и хирогане, санскрите и абугиде (то бишь алфавитах Кореи, Японии, Индии, Таиланда), а можно и поближе поискать – Уфа на грузинском, армянском, иврите… Эх, не додумали, не развили идею…
Набережная тянется вдоль реки Белой, и я все ждала, что это будет как-то обыграно. Но набрела на «ресторанно-бассейновый» комплекс под названием «Юность». Видимо, на набережной реки Уфы (ласково называемой горожанами Уфимкой) будет когда-нибудь возвышаться развлекательный комплекс «Молодость». А до Дёмской набережной еще микрорайоны не достроили, и посему она не актуально будет долго, а там и третий синоним возникнет и укоренится в новоязе.
Если вы любите активно двигаться – то скейт, ролики, самокат, велосипед – всё можно встретить на этой ровной и бетонной набережной. И даже если вы любите ходить пешком, то тоже ничего, комаров почти нет, и двигаться навстречу закату от Монумента до парка «Ватан» и памятника Салавату Юлаеву, от автомобильных мостов (там между ними третий встраивают, как вставку) по направлению к железнодорожному мосту можно долго, изредка присаживаясь на скамеечки под квадратными кадушками с чахлыми «деревами». Но есть один момент, который строители ни в одном городе России не учитывают, наши тоже не стали отступать от традиции – строители набережных заставляют вспомнить бессмертные строки знаменитого литературоведа Лотмана: «Я сам вырос в чисто средневековом отвращении к человеческой физиологии, и долгое время считал идеальной моделью человека бубнового валета, у которого все прилично – везде верх. На западе девушка спокойно говорит своему спутнику в кафе: подождите, я иду пописать (по-французски это вполне цензурное выражение), а мне легче умереть, чем хоть отдаленно признаться даже знакомым людям, что я вообще бываю в уборной и знаю, что это такое. Кстати, это свойство не личное: заметили ли Вы, что в огромных и роскошных ресторанах или вокзалах уборные маленькие, тесные, их невозможно найти? Архитекторам стыдно проектировать такие непристойные места». (Избранные места из переписки Бориса Успенского и Юрия Лотмана).
Ну, так вот уфимские строители следуют канону стыдливости, и туалетов не предусмотрели нигде, ну, кроме «Юности», там можно купить чаю за 25 рублей и взять у буфетчицы заветный ключ. Кстати, если вы будете начинать прогулку от телецентра, там, в укромном месте, недалеко от конного памятника, в густых елках наконец-то установили городские современные туалеты, даже не синие пластиковые будочки, а вполне внушительные сооружения, сияющие красными и зелеными огоньками. Думаю, для гуляющих это огромный плюс, особенно для родителей с детьми, которых множество на этой красивой площадке с клумбами и фонтанами.
А вот на набережной этот вопрос открыт, особенно если учесть, что около монумента каскадом спускаются сиденья – предполагаю, что это место для концертов. И как муниципальные службы собираются работать в местах скопления публики? Вспоминаю концерт на тысячу человек на ипподроме «Акбузат» в начале двухтысячных, и очередь человек в сто в два одиноких синих домика. Мы все дружно подпевали в этой очереди «Аргентина – Ямайка» группе «Чайф». Поскольку наверху у дороги концертный спуск еще строится – там разрытый песок и какие-то бульдозеры, надеюсь, строители перестанут думать, что в Уфе живут одни бубновые валеты, и воздвигнут некое санитарно-гигиеническое строение, возможно, инкорпорированное в очередное ресторанное заведение, пусть даже платное.
Возвращаюсь к прогулке и другим впечатлениям от неё.
Прибельские виды прекрасны, и прибельские редкие наяды-прохожие тоже. Никто не мешает общаться с солнцем, садящимся за железнодорожным мостом, с отражениями неба в бесконечных лужах, или когда позже идешь обратно с загорающимися огнями города и автомобильного моста, пляшущими на воде. Вспоминаю рассуждения из блога, посвященного творчеству Пелевина: «В разговорах о ИИ с самого начала поиска сути находится ошибка. Ищут не то. Интеллект может быть и у простого камня, просто его способ коммуникации не совместим с человеческим. Интеллект есть у всего, ветра, поскольку он дует из большего давления в меньшее, т. е. молекулы воздуха сообщают друг другу информацию о себе.
У реки, поскольку она течёт туда, куда сообщит её молекулам гравитация. Просто способ коммуникации со Вселенной у реки и ветра не такой, как у человека, вот он сдуру и считает, что только его способ имеет место быть, а остальное фигня. Поэтому все эти фантазии о пересадке памяти из мозга в кремний показывают только ограниченность человеческого восприятия. Человек считает, что нужно жить только так, как его научили с детства. Все в мире живое, и пронизано интеллектом на самом базовом уровне, поскольку не будь интеллекта у атома, химия была бы невозможна. Но ум будет искать везде только своих двойников, отсюда и вечные фантазии на тему ИИ в образе жестокого и коварного врага или на худой конец хитрого помощника». Но уж коли удалось вырваться от разговоров с кремниевой коробочкой – наслаждайтесь другими собеседниками, плеском волны, криком чайки, капелькой измороси, которую принёс ветер. Двигайтесь к закату или восходу. Движение – наша сила.