Когда в СССР образовывались творческие союзы, они имели многофункциональную задачу. Во-первых, они должны были стать мастерской, в которой выращивалась и пестовалась новая, советская культура. Во-вторых, они решали проблему социальной защищенности творческого человека, выполняя функции профсоюза. В-третьих, такие организации становились инструментом управления творческой средой со стороны государства. После распада СССР прошло четверть века, и что же изменилось в наших творческих союзах? Отвечу одним словом – ничего. В том смысле, что ничего нового за это время в них не родилось, произошло только отмирание старых функций. Как инструмент управления он не действителен, ибо нынешнее государство работает лишь в режиме реагирования на внешние раздражители и какого-либо внятного выбора пути пока не произошло. В качестве институций социальной защиты творческого человека наши союзы оказались несостоятельными, они и себя-то, как правило, защитить не могут – имущества почти не осталось, самостоятельного бюджета не существует. Если же говорить о них, как о творческих мастерских... Давайте просто посчитаем средний возраст их членов, и все вопросы отпадут. Молодежи в них почти нет, да и не нужна им эта молодежь: вдруг попросит порулить, а как ей объяснишь, что руль-то заржавел, да и вообще давно списан за ненадобностью.
Но перейдем к тому, что нам ближе – поговорим о Союзе писателей. Кстати, вы не обращали внимания, почему кошки так часто гибнут под колесами автомобилей? Все дело в том, что в этом повинна их система выживания, сложившаяся за 130 тысяч лет существования этого вида. Все это время инстинкт им говорил: появилась опасность – замри. Это позволяло выжить в большинстве случаев. Но мир изменился, и стратегия уже не срабатывает. Нечто подобное произошло и с Союзом писателей. Государство вымуштровало их знаменитыми процессами над врагами народа, Бродским, Синявским с Даниелем, осуждением «Метрополя». Основной стратегией выживания стал принцип: «Не высовывайся – сожрут!». И он вполне был эффективен вплоть до того момента, пока государство сохраняло патронат по отношению к столь непредсказуемой писательской среде. Но вот четверть века назад патронат исчез, и стратегия перестала работать. Правда, в Союзе писателей этого никто не заметил. Вы можете за прошедшую четверть века вспомнить хоть какие-то телодвижения, которыми прославился наш СП? И не вспомните, потому что не высовываться наши писатели научились, а вот выживать в новых условиях – нет.
Видимо, стоит все-таки задуматься, а не пора ли поменять стратегию. Ведь предыдущая уже не работает. Меня могут спросить, а что же делать-то в такой ситуации. Давайте поразмышляем. Раз государство не хочет больше выступать в качестве доброго патрона, имеет смысл искать других союзников. А кто может быть главным и единственным союзником писателя? Несомненно, таким союзником могут быть только его читатели? Читатели плохи и неблагодарны, но это только потому, что вы не умеете их готовить, как говорилось в одном анекдоте. А готовить их надо, начиная с детского сада. Скажите, много ли у нас происходит писательских мероприятий в детских садах? А в школах? Нет, понятно, что встречи школьников с местными писателями время от времени случаются. Умудренные жизнью мужи встают за учительское кресло, и вещают о том, что Волга все еще впадает в Каспийское море. Скучающая школота пересиживает положенные сорок пять минут и спешит забыть эти встречи как нудный сон. Но, может быть, имеет смысл совместно с этой школотой за время урока написать хотя бы одно стихотворение, небольшой рассказик? Показать сам процесс творчества воочию? Поверьте, дети этого никогда не забудут, а если подобные уроки будут проходить регулярно, то мы в конечном итоге получим благодарного и компетентно разбирающегося в литературном процессе читателя.
Необходимо приходить в рабочие коллективы. Причем, не учить трудящийся люд жизни, а наоборот – прийти к ним и честно сказать: «Друзья! Мы не знаем, о чем сегодня стоит писать. Не понимаем, что вас волнует и чем вы живете. Давайте, попытаемся вместе найти тему для моей книги?». А почему нет? Мустай Карим часто говорил, что надо идти к людям. И эта стратегия выживания действительно работает – надо идти к людям, внимательно слушать их, учиться у них, и тогда и только тогда они начнут прислушиваться и к нам.
Надо, наконец, создать свой собственный межрегиональный литературный фестиваль, по результатам которого в Союзе писателей появлялись бы новые имена. Почему маленький челябинский городок Каменск-Уральский себе может позволить раз в два года проводить подобный литературный семинар, а Уфа – нет?
Возможностей вокруг нас миллион и маленькая тележка. Главное, надо перейти от отжившей стратегии выживания к стратегии полнокровной жизни.