Сейчас пора, когда выпускники и их родители мечутся – вот школа окончена – что дальше делать? Как Маяковский писал «Кем работать мне тогда, чем мне заниматься?»
Каждый год господин Б-ский выясняет и удивляется, что я – сельская учительница, т.е. какой-то период жила и работала в деревенской глуши, в обычной средней школе. Это его страшно смущает, почему непонятно, через год он об этом забывает и опять неожиданно для себя это выясняет, видимо это «позорное» в его понимании «пятно» в моей биографии. Недавно госпожа В-н нашла еще «позорное пятно» в моей биографии – я ж «подлая» не закончила школы, ушла после восьмого класса в техникум, а потом еще и на швейной фабрике работала, руководящих мест «ни було», так я швеей пошла, точнее портной по пошиву легкого женского платья. А нормальные дети из интеллигентных семей должны на себя руки наложить, но в простые люди не попадать ни в коем случае. А вот я горжусь воспоминаниями, как на первую зарплату в 18 лет купила себе и маме импортные дорогущие туфли – венгерские из натуральной кожи, и мы обе в них были как принцессы. Мама у меня тогда такая юная была, что никто из моей бригады не верил что это моя мама, когда она заходила ко мне на работу. Хочется думать, в тогдашней ее юности был и мой вклад, капелька моей о ней заботы.
Я как-то в живом журнале у чудесной девушки ******(ученого-генетика по роду занятий) читала про научный снобизм и то, как муж ей обьяснял: «Вот ты ешь йогурт, и поверь, его делали не слабоумные люди». И то, как она не смогла включить обратно случайно выключенный навороченный холодильник, когда ее (не ученый) муж-музыкант уехал на гастроли. И этот случай ей помог понять, что домработницами работают не слабоумные люди, правда, к приходу уборщицы все продукты испортились. И она пишет, что вот уже много лет пытается преодолеть свой научный снобизм, но не всегда ей это удается к ее стыду, ибо она выросла в семье профессиональных ученых мирового уровня и легкая снисходительность к обычным людям была привита ей с детства.
У нас с детства прививают понятия престижности того или иного занятия, поэтому как Задорнов шутил «скоро уборщиц будут называть операторами клининговой техники». У меня есть знакомый умный и расторопный парень – вот он завхозом работает, и всем так и сообщает, хотя его должность называется «начальник департамента обеспечения и развития». И его сейчас на части рвут – хотят к себе на работу три разных организации. Причем – после собеседования письма вдогонку пишут «Ты такой клевый, ты нам так понравился, ты обязательно должен работать у нас».
Я говорю ему ехидно: «Что, девушка собеседование проводила?»,
«Нет – это сам начальник пишет»
«Что я опытный завхоз, и я понимаю, что вы именно завхоза ищете, несмотря на длинное наименование должности»
«А вот предыдущий товарищ отказывался признать это, и очень обижался, говорил «я не завхоз» и был уволен, за то что не справлялся».
От снобизма избавиться тяжело, очень. Для этого надо стоять на грани выживания.
Есть много жалующихся дам, у которых мужья и сыновья не работают хронически, ибо не могут же они простыми рабочими, простыми операционистами-кассирами, простыми официантами вкалывать. Пусть лучше мама или жена заработает им денег и купит ресторан, тогда они там «будут управлять», потом ресторан прогорит и они опять будут безработными. Есть подруга, что обеим сыновьям по бизнесу готовому покупала, ее ж золотые мальчики не могут быть рядовыми, только директорами. Теперь у нее нет средств, сил – 70 уже, хотя продолжает работать потихоньку, поэтому для нее дешевле, чтобы они были безработными – просто на еду давать денег.
В этом плане родители господина Б-ского сразу были практичными людьми, лишнего не стали тратить на мифическую социализацию ребенка. Да и он сам на нее не отвлекается, единственное его занятие – умствовать, все ж принесло некоторые плоды: написаны три рассказа и автобиографическая повесть, опубликованны сотня статей и издана книга по краеведению. И можно ждать еще произведений. Но господин Б-ский в смысле биографии уникум, казус природы и повторить его не можно.
А типичны сыновья подруги, что из-за ложного ее снобизма приобрели только – привычку бить регулярно дорогие машины, покупаемые им матерью, алкоголизм и игровую зависимость. Зато они никогда не были простыми поварами, инженерами, и прочее простое, ох, да непростое зарабатывание куска хлеба им не удалось.
Выше я рассуждала об отрицательных сторонах снобизма. Но есть у него и положительные моменты, понятие престижа все-таки не с потолка берется. Это определенного рода авторитет профессии, а авторитет так просто не появляется. О престижности работы официантом до седых корней никто утверждать не возьмется, потому что отсутствие стремления к росту уже характеризует человека определенным образом. Не то чтобы все должны были стремиться «выше, сильнее, быстрее» – нет. Но носить подносы – первая ступень. Для ее достижения не нужно прилагать особых усилий. И если человек всю жизнь носит подносы – скорее, он просто лентяй или тратит усилия на другое – например «чинит примусы», разводит аквариумных рыбок и там, среди аквариумистов, он большой авторитет. А вот тот, кто носил подносы, потом командовал теми, кто носит подносы, потом владел местом, где носят подносы (это идеальная линия нормального развития личности), а потом плюнул на все и опять пошел носить подносы – это мудрец.
Это смог только Марк Аврелий – «зато какая у меня капуста, гораздо лучше императорства».
Возвращусь мыслью к современным выпускникам. Сегодня даже академические успехи, которые радовали предыдущие поколения (у них-то школьное и вузовское образование еще работало как социальный лифт), дают сбои. Из двоечника может вырасти Эйнштейн, что-то изобретающий в Силиконовой долине, а из отличника – мрачный секретарь чиновника нижнего звена. Где еще искать координаты? Как должен выглядеть путь для того, чтобы в будущем ваш ребенок был счастливым, развитым и довольным индивидуумом?
Психолог Джоан Вуд в 1989 году дополнила теорию социального сравнения пунктами, в которых объясняла, что нашу самооценку нужно постоянно повышать (не только фотками и лайками в соцсетях).
Но самое главное объяснение родительских проблем дает теория когнитивного диссонанса, описанная тем же Леоном Фестингером. Равновесие между внутренними установками человека и сигналами внешнего мира – залог гармоничного состояния и какого-никакого душевного здоровья. Если входящая информация противоречит внутренней картинке, то мы готовы преодолевать разрыв любыми объяснениями, пусть даже они идут вразрез со здравым смыслом.
Вот, например, известный эксперимент с катушками: ученый предложил крутить катушки на подносах двум группам людей. Одни перекладывали и поворачивали катушки за 20 долларов, другие проделывали эти нелепые действия за один доллар. Потом участники давали оценку своей работе. Те, кто получил по 20 долларов, заявили, что бессмысленнее работы нет и ни за какие финансовые коврижки они не готовы делать такую ерунду. А вот те, кто потратил свое время за 1 доллар, горел желанием продолжать. Они нашли массу плюсов в своей работе, логических доказательств того, что крутить катушки – полезно для всеобщего блага. Ведь в противном случае им пришлось бы признать, что они занимались ерундой за три копейки.
С победой банковского капитализма, как главной движущей силы существования государства и общества, духовная составляющая стала необязательной и иногда мешающей жить. Поэтому до сих пор держится привлекательность материальных ценностей и отрицание нравственных, духовных. И официант-аквариумист может быть гармоничен и счастлив не менее бизнесмена с четырехэтажным коттеджем. Ибо хобби великая вещь, а директорских кресел на всех все равно не хватит.
Паразитируя на использовании природных и социальных ресурсов, общество близится к тупику. Ресурсы оказались не бесконечными.
То есть, общество само себя ограничило в возможностях духовной неразвитостью, ставкой на материальные носители. В первую очередь энергетические. Мысль, что энергия и информация – две составляющие единого и бесконечны, трудно воспринимается современным обществом.
Развитие своих возможностей, наполнение информацией, которая восполняет энергию, и использование этих возможностей для собственного развития, а также развития общества, государства, достойного существования, пока не воспринимаются людьми как важные. Монетарная материальность не позволяет измениться людям самим и изменить мир. Наскоком, быстро не получится. Хотя природа в курсе духовных запросов людей и помогает, как может. Последние лет 30 рождается все больше детей со способностями материализовывать свои мысли, цельно воспринимать явления, создавать гармоничное бытие не столько материальными возможностями, сколько настроем на них.
В России для всех родителей высшее образование ребенка – это безусловное и необходимое. Представьте, как будет сложно расстаться с этой установкой, а уж родителей стопудово будет архисложно переубедить. Студент может бросить вуз потому что изначально не тянет, но для мамы это будет синонимом разрушенной жизни и будущего, в этом проблема. И будут восстанавливать и переводить на коммерческое обучение. И там бросит. Потом полтора года отсидит дома, и на шабашку к знакомому бригадиру-строителю удастся пристроить. А бывает и такой клинический случай. Девочка стеснялась выходить на улицу в дневное время, потому что не справилась со стрессом учебы, бросила. И восемь лет выходила только по ночам. Когда я предлагала пойти ей работать хоть в медрегистратуру в поликлинику, там зарплата, конечно, маленькая и потому всегда вакантно, был такой перепуг. Сейчас она снова где-то учится платно. Благо платно можно учиться в любом возрасте и до бесконечности. Другая девочка уже третье высшее образование получает, ни дня не проработав в жизни… На что они будут существовать, когда земной путь их родителей прекратится? Я предполагаю, что уместно иногда задуматься о навыках и умениях. И выбрать курсы обучения чему-то конкретному. Хотя бы тому же пользованию Вордом. Потом осваивать программы посложнее. Кстати, есть человек без высшего образования переехавший из Санкт-Петербурга, который благодаря ранее полученному там сертификату по сложной программисткой системе, работает на месте с хорошей зарплатой, ибо во всем нашем городе больше нет такого специалиста. А выпускников вузов пруд пруди.
Сейчас актуален вопрос – как научить детей, что не в том разница, кем работать, а в том, работать или нет? Кем – это отдельный разговор, найти и занять свое место, по талантам и способностям иногда сложная и извилистая дорога длинною в жизнь.