Все новости
КОЛУМНИСТЫ
14 Ноября 2019, 21:05

Купи меня!

– Сходил на «Дядю Ваню» у вахтанговцев, и вдруг понял: а Чехов-то был вовсе не таким уж и хорошим драматургом, – сказал мне коллега. – Спектакль такой плохой? – Нет, наоборот – спектакль-то был интересен, но режиссерские находки мне показались занятнее, чем классический сценарий, – ответил он. Я вспомнил об этом диалоге чуть позже, на пресс-конференции театрального критика Валентины Федоровой, когда она высказывалась по поводу современной драматургии. Вернее, по поводу страшного дефицита сценариев, достойных реализации их на театральной сцене.

И вдруг передо мной разверзлась бездна. Ведь подобный дефицит сегодня присутствует во всех жанрах литературного творчества. Тут за что ни возьмись, ничего нет. Нет романистов, способных сделать свой роман настольной книгой хоть для кого-то; нет новеллистов, чьи рассказы бы мы читали запоем; нет поэтов, чьи стихи мы могли бы высечь на скрижалях своего сердца; нет драматургов и сценаристов, из чьих спектаклей по волшебному мановению родился бы новый театр, как МХАТ когда-то родился из чеховских спектаклей, одухотворенных режиссерским гением Станиславского.
В чем же здесь причина? По моему скромному мнению, как любят говаривать в интернетах, основной проблемой здесь является то, что пирамида искусства поставлена с ног на голову. Сегодня в искусстве, особенно в литературных жанрах, есть такая фраза: «Это не будет продаваться». Таким образом, искусство, как последняя побирушка, плетется за вкусом потребителя. А потребитель по определению не может добровольно идти ввысь, он ведь не дурак, он – умный, он гору лучше обойдет. Вот и происходит деградация и обесценивание всего.
К сожалению, мы забыли, что на базаре нельзя кричать: «Купи меня, купи меня!». Купят, обязательно купят, за бесценок и тут же забудут. Искусство обязательно должно сохранять в себе тайну недоступности.
Воочию я это наблюдал здесь же в Уфе году эдак в 1986-м, когда в городских кинотеатрах прошла ретроспектива фильмов Арсения Тарковского. Залы просто ломились от наплыва зрителей, за билетами очереди стояли еще с улицы. И плевать, что к концу сеанса половина зала сбегала, в себе они уносили ощущение того, что не смогли быть причастны высокому миру его фильмов.
Ориентация на вкус сегодняшней толпы – это всегда ориентация даже не на вчерашний, а на позавчерашний день, потому что вкус толпы, как правило, ориентируется на то, что уже давно стало прошлым и лишь потому просочилось в масс-культуру.
Если же мы хотим увидеть новые имена, сравнимые с Чеховым, Гоголем, Шукшиным, Платоновым, Достоевским, мы должны забыть дурацкую фразу: «Это не будет продаваться». Будет. Обязательно будет и по более дорогой цене. Вот только не надо оглядываться на вкус толпы, надо просто идти вперед, кто-нибудь дойдет и до вершины.

Владимир ГЛИНСКИЙ
Читайте нас: