Все новости
КНИГИ
10 Февраля , 14:00

Байки из склепа

1.На фоне скрежета и завываний большинства произведений из шорт-листа нынешнего НОСа (если использовать музыкальную метафору, это то ли панк, то ли индастриал, то ли ЖЭКовский духовой кружок «Унылые губы»), книга Шмаракова (Роман Шмараков. Алкиной. М., Обьединенное гуманитарное издательство, 2021) звучит как соло на тростниковой дудочке. Конечно, Моцарта на таком инструменте не сыграть, но, «флейты греческой тета и йота» (выражение Мандельштама), звучит хотя бы необычно и как-то умиротворяющее.

2.Итак, перед нами история из IV века нашей эры. Заглавный герой-рассказчик учится риторике, путешествует по окраинным городам и весям римского мира, выслушивая великое количество разнообразных историй, забавных, поучительных и невероятных. Умело стилизованный роман обрывается на полуслове – как мы видели во многих повествованиях того ли времени, стилизованных ли под них.

3.Строго говоря, эллинистический период истории закончился задолго до времени действия «Алкиноя». Однако «духовным эллинизмом», «греческим духом» пропитано в книге все. Тут, конечно, на ум приходит весь громадный эллинистический пласт русской культуры, начиная с Державина и Батюшкова. Вплоть до гениальной «Козлиной песни» Константина Вагинова. И прежде всего, разумеется, Михаил Кузмин – и как автор псевдогреческих повестей (например, «Повести об Елевсиппе» ), и как переводчик «Метаморфоз» Апулея. Шмараков как писатель умный – и остроумный – все эти, и множество других «претекстов»активно использует. Причем вплетает в историю приметы и реалии современной культуры. И, как обычно в таких случаях, можно просто следить за авантюрным сюжетом, а можно искать «референсы.

4. Не раз говорилось, что конец римской эпохи, «пред-средневековье» это время своеобразного «постмодерна». Много слов! Много религий. Много мистических историй, в которых на равных действуют герои «Илиады» и архангелы. А в «Алкиное» это еще и мир риторики, ораторского мастерства. Как и положено, реальность сдается под натиском вымысла. Впрочем, при желании можно увидеть здесь и дискуссию о «больших вопросах» (том же христианстве). Тут, возможно, стоит сказать, что Шмараков – питерский профессор-латинист. Важно ли это для понимания романа? В той же мере, что и знание о ЛГБТ-активизме автора «Раны» Оксаны Васякиной. То есть – важность неочевидна. В конце концов, у Кузмина и Вагинова даже высшего образования не было. Важнее, пожалуй, что 50-летний Шмараков ранее написал «Автопортрет с устрицей в кармане», эстетскую вещь, постмодернистский детектив.

5. Вот цитата из байки про загробный мир. Там такого много: «И вот иду я по преисподней и нахожу много замечательного. Передо мною открылось озерцо, поросшее камышом, а посреди него гребет в лодке какой-то старик, за спиною же у него примостился человек со свирелью, которую время от времени подносит к губам и что-то насвистывает. Меж тем замечаю я, что с разных концов озера из камышей устремляются к его лодке пиявки и вьются вокруг нее, старик же разгребает их веслом, а тех, которые от усердия выскакивают из воды, так сноровисто отбивает, что они летят в прибрежные кусты. Пиявок, однако, все прибывает, и вскоре вокруг него вода кипит; лодка увязает в них, словно в клею, старик бранится и бьет их веслом, свирельщик же опасливо на все это косится, но дудки своей не покидает»

РЕЗЮМЕ: Видно, что автор книги прямо купается в материале, играет с ним, тасует его по разному. Увлекает этим и склонного к подобным играм читателя. Возможно этот читатель отметил уже сборник историй Шмаракова "Книжица наших забав" (ОГИ, 2020), имеющий текстуальные связи с «Алкиноем». Надо полагать, один из руководителей ОГИ Максим Амелин, сам имеющий большой вкус к античности, Шмаракову в его начинаниях благоволит.

В общем, понятно, что такого рода книги сегодня уже «слабая доля», ибо эпоха постмодерна в известном смысле от нас так же далека, как и эпоха эллинизма. И «Алкиной» есть лишь игра, причем игра «для своих». Такие забавные байки из склепа. А все равно иной раз увлекаешься.

 

Источник

Автор:Михаил ГУНДАРИН
Читайте нас: