Все новости
КНИГИ
19 Августа 2022, 12:00

В фигне брода нет

1. «Лисьи броды» Анны Старобинец – это огромное, 700-страничное повествование мистически-криминального толка в стиле ретро (действие происходит в первое послевоенное время). Мы оказываемся то на Лубянке, то в лагере, а главное – в «серой зоне», месте где-то в манчжурской тайге, где обитают оборотни и разного рода нечисть. В тех самых Лисьих Бродах. Да и главные герои отнюдь не просто з/к и полковник спецслужб. Оказывается, мы присутствуем при эпизоде вечной «войны магов», которых в Китае привлекает армия древних воинов (не тех, терракотовых, а других).
2. Старобинец можно причислить к неформальному клубу культурно-пишущих-обо-всем-на свете-в любых жанрах-дам. Линор Горалик, например, оттуда же. Или (хотя и другое поколение) Марина Галина. Как правило, это бывшие или нынешние журналистки. Особенно любят они писать про что-то мистическое. И детское еще. Гладко так пишут, культурно, повторю. И ужасно либерально настроены при этом. Вон и Старобинец поспешила отрясти прах страны временного пребывания с ног, заявив напоследок «Возможно, так я буду полезней для свержения режима, чем в тюрьме или с заткнутым ртом». Может, уже и вернулась.
3. Потому что при всей ставке на «международные» штампы массовой культуры читают эту публику только в России. Все закономерно: переведи это на любой язык, окажется попса-попсой, стандартной и неоригинальной. В то время как для внутреннего рынка эти, прости господи, сочинения можно подавать как «нового Стивена Кинга» или «нашего Нила Геймана». Вот и новый роман Старобинец критик Галина Юзефович, окормляющая вышеупомянутый «дамский клуб», объявила шедевром и вершиной. Э! Э!
4. Роман Старобинец - ужасно многословное, пустое, спотыкающееся на все копыта чтиво. Совершенно непонятно, зачем это было раскатывать на 700 страниц. Продраться сквозь «Броды» все равно что через описанную там тайгу. Если к Гейману и Кингу добавить «Голубое сало» Владимира Сорокина (все эти брутальные МГБшники со шприцами, полными таинственных жидкостей), разбавить описанием «ужасов ГУЛАГа», ретро-антуражем и дальневосточной экзотикой (лисы-оборотни, тигры, опий), получится что? Компот несладкий. Фигня, извините, какая-то.
5. При том написано, что называется, культурно. Пафосно. Как любят говорить некоторые коллеги –критики, «парчово». Да только парча-то фальшивая. «И камень ударит тебя в переносицу. И ты почувствуешь боль и вкус железа во рту и горле. Ты потеряешь контроль над телом, ты начнешь падать навзничь. И тот, что кашляет, тот, которого ты опустил на колени, нащупает что-то на каменном, холодном полу и ударит тебя в живот. Ударит острой, бритвенно-заточенной ложкой. И ты упадешь, и фуражка покатится по холодному полу, и тот, что рядом с тобой на коленях, оседлает тебя. И ты перестанешь чувствовать боль, потому что будешь уже не здесь, а он станет бить тебя заточенной ложкой еще и еще – между ребер и в горло. Ты будешь хрипеть и пару раз дернешься. Ты затихнешь в луже собственной крови. Совсем молодой. Тебе будет навсегда двадцать три…» И так весь том!
РЕЗЮМЕ: Масс-лит должен быть, по крайней мере, увлекательным (и за это читатель готов прощать вторичность, банальность, стилистические промахи, что угодно). Скучное, искусственно раздутое многосотстраничное сочинение «Лисьи Броды» проваливается еще и потому, что явно претендует на что-то большее, чем развлекательное чтиво. Непонятно, с какой стати. Идей тут нет. Характеры плоские. И скучно, повторю еще раз, до колик.

Читайте нас: