О любви
Выпустило книгу самое крупное и авторитетное в республике издательство «Китап». В малом карманном формате уместилось 86 стихотворений. Это пятый сборник автора и второй, выпущенный в «Китапе».
В прошлом году Александру была присуждена молодежная республиканская государственная премия имени Шайхзады Бабича в номинации «Литература». Премией награждаются за выдающиеся достижения в области искусства. Это крупная и коллективная победа не только автора, но и Союза писателей и поэтического движения в целом. Александр благодарен за помощь председателю Союза Заки Алибаеву, поэтессе Ларисе Абдуллиной и всем, кто поверил в него и поддержал. Благодаря премии в издательстве «Китап» началась подготовка к выпуску сборника поэта. Вот что сам автор говорит о своей новой книге:
– Давно мечтал об этом сборнике и впервые заранее знал, как он будет называться. Когда учился на бортпроводника в Тюмени, у меня появился друг, который часто повторял: «Я обязательно слетаю в Пунта-Кану». Он много рассказывал про этот курорт. Я тоже загорелся, стало интересно. И постепенно появился образ теплой, солнечной Пунта-Каны, где море и все хорошо. И этот образ наложился на образ моего лирического героя – человека, безумно любящего свою страну. Он становится перед выбором: остаться в стране, где есть, конечно, свои недостатки, или улететь в прекрасный край.
Тема Родины находит свое отражение в любовной лирике. Лирический герой предлагает возлюбленной уехать с ним. Но при этом осознает: «Нет, этого не может быть. Я люблю свою страну, там я не смогу жить». И принимает решение остаться. Смысл всего сборника – признание лирического героя в любви к Родине.
Мой сборник это своего рода ответ тому челленджу, который недавно был: «Мне стыдно, что я русский». Мне тоже стыдно за них, что они русские. Когда я пишу о России, я вижу проблемы, но не кричу злорадно: «А вот у них не получается». Я принимаю это и верю, потому что люблю свою страну, что она изменится. И этот посыл я несу читателям: нужно, несмотря ни на что, доверять свое сердце любви к маме, к женщине, к ближним, к Родине. Ведь это земля наших предков, по которой будут бегать наши дети, а потом их дети. А что дальше на этой земле будет, зависит от нас.
Пропаганда или душевный порыв?
Стихи Александра всегда радуют тем, что сочинены по классическим основам стихосложения. Он пишет в силлабо-тонике – четырехстрочные зарифмованные строфы с четким соответствием выбранному размеру (ударение падает на определенные слоги) и строго установленным метром (одинаковое количество стоп в рифмуемых строках).
Приверженность к классике выгодно отличает его на фоне авторов, чересчур увлекшихся экспериментами. Современная поэтическая форма – это, как правило, верлибры – длинные нерифмованные строки с рваным ритмом и туманным содержанием. Читая такие «шедевры», поневоле задаешься вопросом: а умеют ли они вообще сочинять стихи в классическом понимании этого слова: с рифмой и ритмом? Александр, безусловно, умеет. И умеет виртуозно. Хотя нельзя не отметить небольшие погрешности, которые, впрочем, зная грамотность автора, выглядят иногда преднамеренными. Например, тавтология «пустая пустота» в одном из стихотворений кажется нарочитой насмешкой, сделанной ради иронии.
Откровения автора по поводу патриотизма, звучащие рефреном от стихотворения к стихотворению, иногда и не к месту, звучат несколько навязчиво. При первом впечатлении приходит мысль, а не пропаганда ли это, изящно завуалированная ризами высокой поэзии? Автор во множестве повторах одной и той же мысли словно призывает нас к чему-то и ждет некого ответного действия. При этом возникают вопросы: а что такое для автора Родина? Только ли березы и курай? Что сегодня объединяет всех нас: государственные границы, культура, религия или экономика? И объединяет ли вообще? И что такое его любовь к Родине: пропагандистский лозунг, хороший тон, тема для светских бесед или искренний душевный порыв? Когда автор пишет:
Когда хоть на миг, но закрою
Россию в ненастье собой… –
готов ли он пожертвовать семьей, карьерой и пойти добровольцем на фронт?
Читаем следующие стихи. Например, о семейных отношениях. Бросились в глаза строки, посвященные сыну. В них звучит обращение к современным отцам, нечасто способным похвастаться наличием чувства ответственности перед своими детьми:
Даже если вам больно сильней,
Чем, казалось бы, выдержать можно,
Не бросайте своих сыновей,
Кроме них все на свете ничтожно.
Видно, что автор говорит о тяжелой ситуации, через которую прошел сам и в которой он нашел силы сделать правильный выбор. В стихотворении есть добрый и полезный посыл, предостерегающий от необдуманных решений. Здесь и во многих других стихах, посвященных взаимоотношениям с матерью и любимой женщиной, в стихах, обращенных к друзьям и великим поэтам, мы видим житейскую зрелость автора. А также и такие грани его личности, как трепетное отношение к родным и любимым людям, доброта и сострадание, которые не вызывают сомнений в искренности.
Лирический герой отважен, энергичен и импульсивен. Это видно в стихотворении «В бой, без сомнений, конница», по первым строкам другого стихотворения:
Пусть не вышел мальчик ростом,
Богатырской силы нет,
Но зато легко и просто
Хулиганам даст ответ.
Вероятно, отсюда те напор и упрямство, смутившие поначалу, с которыми он утверждает свою любовь к Родине.
И вот, продвигаясь по страницам сборника, все более проникаясь во внутренний мир лирического героя, в его характер, постепенно приходишь к пониманию, что его-то любовь к Родине действительно настоящая. Просто столь пламенные чувства к ней сегодня встречаешь настолько редко, что они вызывают недоверие даже в том случае, когда автор демонстрирует, пусть временами кажущийся наивным, но все же чистый и бескорыстный порыв нежности к родной стране. И возможно только такой – нерациональной, инстинктивной, пламенеющей в сердце – любовь и должна быть.
Возможно, главные ценность и успех книги в том, что автор развевает все сомнения в неискренности подобных чувств и побуждает возродить в наше циничное время любовь к Родине, к матери, к женщине, к детям, к самой жизни.
Реалии сегодняшних дней – пандемия, самоизоляция, социальная дистанция, порой ажиотажный спрос на отдельные продукты питания – нашли остроумное, порой сатирическое отражение, которое в то же время дает надежду. Что бы ни случилось, никогда не отчаивайтесь. Любите жизнь, принимайте ее такой, какая она есть, и по возможности меняйте ее к лучшему. Все в наших руках!
Поражает умение автора уловить тонкие нюансы в пейзажных зарисовках, которые дают богатую палитру впечатлений, ощутимую, почти осязаемую атмосферность:
Хрустом яблок август растревожит,
Предвкушая скорый листопад.
Может, ты, взгрустнув немного, тоже
Улыбнешься грусти невпопад.
Останавливаться нельзя
Сборник на всем своем протяжении словно пульсирует живой энергией полнокровных, бескорыстных чувств, приковывает внимание и читается на одном дыхании. Есть удачные находки, оригинальные мысли, мастерски выраженные в стихотворной форме. Автор не останавливается на достигнутом, он намерен и дальше, в полную силу воспевать явления жизни, к которым неравнодушен:
– В планах продвигать поэзию в массы. В Бирске и в других городах республики, России. Через публикации, выступления, участие в фестивалях. Мы будем и дальше собирать людей, дарить им поэтические вечера. Не только на современные темы, но и посвященные нашим классикам. Обязательно будет вечер Есенина.
Александр верит, что прочитает человек стихотворение, где автор написал, что нужно любить маму, нельзя обижать животных и задумается. А может даже станет стыдно, если обижал маму до этого. Пойдет и извинится перед ней, и поймет, что так нельзя. По словам поэта, основная задача поэзии, как и всей литературы – учить добру и состраданию.
Александром постоянно движет чувство неудовлетворенности собой, он стремится к развитию. Считает, что если человек смог прыгнуть на два метра в легкой атлетике, значит, он сможет прыгнуть и на 2,1. Предела нет. Также и в поэзии, здесь останавливаться нельзя…
* * *
Снится мне, что я, изрядно пьяный,
В миг, когда и зелье не спасёт,
Сяду в самолёт до Пунта-Каны,
В самый неприметный самолёт.
Никаких прощаний и объятий.
Рев моторов сломит тишину.
Как-то так по-Маяковски: "нате!" –
Брошу я, как рваную струну.
И уже на пляже, задыхаясь,
Чтоб не выть от боли и тоски,
В первый раз надолго попрощаюсь
С домом мамы, с рощей у реки.
И со всем, что дорого до боли,
Что не смог я грудью защитить.
Неподъемно-тягостная доля –
Край свой милый издали любить.
Край, в котором больно быть поэтом,
И в котором трудно им не стать.
Где ко всем немыслимым заветам
Есть один печальнейший – понять.
Понимаю, к сердцу принимая
Всё ошибки и любой изъян,
Ведь страну мою, что так ругают,
Не заменят сотни Пунта-Кан.
Грусть и радость – все в одном наборе.
Вдруг я этим именно горжусь?
Подождите, к черту жизнь у моря!
Буду петь непонятым про Русь.
* * *
Я горжусь! Мне втройне повезло!
Бьётся сердце, впадая в экстаз.
Есть в России такое село,
Где зима белоснежней в сто раз.
Без него мне по жизни никак,
Знаю все имена по слогам.
Помню даже бродячих собак.
И за каждого душу отдам.
Но не с этого счастлив втройне,
Что себя я по жизни нашёл.
А с того, что есть в нашей стране
Сотни близких кому-нибудь сел.
И в любом красота и покой, –
Километры на каждую пядь.
Ну и пусть, что с пьянящей тоской,
У России её не отнять.
Я горжусь! И пою до пьяна.
В бой, мой звонкий словарный запас!
Есть на свете такая страна,
– Где зима белоснежней в сто раз.
Фото из личного архива Александра Хваткова, стихи Александра Хваткова