Все новости
КНИГИ
15 Июля 2020, 21:26

Аксаковедение. Собрание сочинений и писем К.С. Аксакова. Том второй

Вышел в свет очередной том Собрания сочинений и писем Константина Сергеевича Аксакова – замечательного русского критика, публициста, ученого, поэта и драматурга, который более всего известен как один из идеологов славянофильства. В томе представлено его художественное наследие, – драмы и экспромты из альбома «Семейные стихотворения Аксаковых, писанные на разные случаи с 1841 года» – охватывающее период с начала 1830-х по 1858 г., а также очерки «О постепенном покорении Россиею земель Сибирских» (около 1833 г.) и «Армакские тунгусы» (середина 1830-х гг.).

Аксаков К.С. Собрание сочинений и писем: В 10 т. Т. II: Драмы. Стихотворения на случай / ИРЛИ РАН; Том подготовили Е.И. Анненкова, А.П. Дмитриев и М.Д. Кузьмина. СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2020. 648 с., ил. Тираж 300 экз. (См.: http://rostokbooks.ru/book/261).
Во втором томе Собрания сочинений и писем К.С. Аксакова завершается публикация всех выявленных на сегодняшний день его художественных произведений: представлены драматические произведения, а также стихотворения на случай, экспромты и импровизации. Значительная часть текстов публикуется впервые, либо с учетом неизвестных ранее редакций и вариантов, главным образом рукописных, сохранившихся в архивах. Как и в 1-м томе настоящего издания, варианты и редакции не выносятся в отдельный раздел в конце книги, а для наглядности печатаются подстрочно, позволяя читателю как бы соприсутствовать в творческой лаборатории писателя.
В начале книги располагается известное изображение К.С. Аксакова 1850-х годов фотографа Карла Августа Бергнера.
Открывают том пять драматических произведений Аксакова:
1) Олег под Константинополем. Драматическая пародия с эпилогом в трех действиях (с. 7–71);
2) Почтовая карета. Водевиль в одном действии (с. 72–103);
3) Освобождение Москвы в 1612 году. Драма в пяти действиях (с. 104–265);
4) Князь Луповицкий, или Приезд в деревню. Комедия в двух действиях с прологом (с. 266–326);
5) Современная сцена (с. 327–337).
Затем следуют 27 стихотворений К.С. Аксакова (из них – 18 впервые) из рукописного альбома «Семейные стихотворения Аксаковых, писанные на разные случаи с 1841 года» (с. 341–370). На 79-ти листах этого альбома переписаны стихотворения С.Т. Аксакова, его сыновей Константина, Григория и Ивана, его дочери Веры. Как правило, это стихотворные экспромты и импровизации, перепевы хрестоматийных произведений А.Ф. Мерзлякова, Н.И. Гнедича, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, зарисовки, послания и мадригалы, которые выделяются шутливым характером и обыгрывают памятные в родственном и дружеском кругу житейские ситуации.
На титульном листе альбома под заголовком указано: «Москва. Списаны Н<адеждой> А<ксаковой>. 1858 г. Москва, д<ом> кн<ягини> Юсуповой» (ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 11. Ед. хр. 2. Л. 2). В доме, принадлежавшем княгине Зинаиде Ивановне Юсуповой (урожд. Нарышкина; 1809–1893) и находившемся на Тверском бульваре, 24, С.Т. Аксаков с семьей жил зиму 1857–1858 гг.
Судя по содержанию стихотворений, включенных в альбом, он, по всей видимости, предназначался в качестве подарка Аксаковых новосозданной семье Томашевских: единственная из дочерей С.Т. Аксакова, которой суждено было выйти замуж, – Мария Сергеевна – 21 апреля 1857 г. стала женой коллежского асессора Егора (Георгия) Антоновича Томашевского, сына дальнего родственника С.Т. Аксакова и близкого друга семьи, литератора А.Ф. Томашевского, служившего цензором иностранных газет в Московском почтамте. Эта дата обнародуется впервые, она указана в письме Веры Сергеевны Аксаковой к двоюродной сестре Марии Григорьевне Карташевской от 24 апреля 1857 г. (Подробнее см.: с. 531–532).
Среди впервые опубликованных есть стихотворение «В местах, где Кобринка струится…», посвященное двоюродному брату и другу К.С. Аксакова – Александру Григорьевичу Карташевскому (1817–1894) – старшему сыну Григория Ивановича Карташевского и Надежды Тимофеевны Карташевской (урожд. Аксакова), который некоторое время служил офицером в артиллерии. Карташевским принадлежали два имения в Стерлитамакском уезде Оренбургской губернии, полученные Надеждой Тимофеевной Аксаковой в 1814 г. в качестве приданого, когда она в первый раз выходила замуж (за Н.И. Мосолова): деревня Пёстровка (Большое Аксаково), которая упомянута в стихотворении, и деревня Подлесное (Малое Аксаково, Нижняя Пёстровка), с которыми были связаны детские годы А.Г. Карташевского.
Стихотворение замечательно как отразившимися в нем воспоминаниями Аксакова о его пребывании в молодости в имениях Оренбургской губернии, так и живым интересом к местному мусульманскому населению («степнячкам»). Аксаков приводит традиционные исламские приветствия, как они запечатлелись в его памяти, любовно перечисляет тамошние народности. Обычное для Аксакова презрение к «чухонскому Петербургу» претворяется в тоску по степному простору. Надо сказать, что петербуржец А.Г. Карташевский был единомышленником московских славянофилов и, особенно в молодости, предпочитал жить в Москве у Аксаковых.
Экспромт Аксакова является перепевом стихотворения К.Н. Батюшкова «Пленный» (1814) и имитирует не только его метр и ритм, но и отчасти стиль и лексические элементы. Упоминаемые в стихотворении: Кобринка – 13-километровый приток р. Суйда, являющейся, в свою очередь, притоком р. Оредеж; протекает в Гатчинском районе Ленинградской области. На берегу Кобринки находилось имение Карташевских Кобрино; Дёма – река в Башкирии и Оренбургской области, левый приток р. Белой; Чухна – в рассматриваемый период народное название карело-финского населения окрестностей Петербурга. (Подробнее см.: с. 568–570).
В местах, где Кобринка струится
По тинистым лугам,
Где жидкий хвощ в нее глядится,
Склонясь к ее водам,
Где под сосной роскошно зреет
Пузатый белый гриб,
Подсолнечник на солнце рдеет
Близ кучки тощих лип.
Там Александр как будто пленный,
Уфимских честь сынов,
Судьбой жестокой похищенный
От родины лугов.
Он пел, унынием гнетомый:
«О Кобринка, сверкай!
И шумом волн родимой Дёмы
Мне шум напоминай!
Пусть восхитительны болота,
Пленительна сосна,
Пусть сладкие выводит ноты
Поющая чухна…
Я не увлекся красотою
Ни жителей, ни мест.
Смотрю я с грустью пред собою,
Смотрю назад, окрест.
Стремлюсь мечтой я, презирая
Чухонский Петербург,
К тебе, о Пёстровка родная,
К тебе, о Оренбург!
К твоим степям, к твоим телегам…
О дайте мне коня,
Туда помчит он быстрым бегом
И день, и ночь меня,
Наездника, артиллериста,
Знакомого с огнем…
Передо мною поле чисто,
За мною пыль столбом.
И скоро к вам дорогой старой
Примчуся, степнячки!
Мордва, чуваши и татары,
Башкиры, вотяки.
Отвечу на “Сала маликом” *
“Маликом” я “сала” **
И вновь услышу с ясным ликом
Татарское: “Алла!”» ***
Он пел, а Кобринка сверкала,
Луч солнца догорал.
< > ****
Подсолнечник пылал.
Парк, д<ом> Март<ынова>
<22> сентября 1858 г.
* «Мир вам» (араб. Ас-саляму ‘алейкум).
** «И вам мир» (араб. Уа-аляйкум ас-салям).
*** Аллах, Господь! (татар.)
**** Здесь в альбоме пропущена строка. (С. 369–370)
Далее в томе идет раздел: «Раннее. Незавершенное», в котором впервые представлены два произведения Константина Сергеевича:
1) Рыцарь с того света. Опера в четырех действиях (с. 373–393);
2) Отвлеченные люди. Отрывок из неоконченной комедии (с. 394–429).
В приложении опубликованы впервые подготовленные по рукописи два ранних сочинения К.С. Аксакова:
1) О постепенном покорении Россиею земель Сибирских (с. 433–471);
2) Армакские тунгусы (Отрывок из большого сочинения о тунгусах) (с. 472–482).
Первый очерк является наиболее ранним (1833 или 1834 г.) из известных произведений Аксакова на темы русской истории. Аксаков представляет картину покорения Сибири русскими войсками в продолжение более чем столетия – с середины XVI в. по 1680-е гг., причем с краткими экскурсами в древние времена, с изложением баснословных легенд о происхождении первых правителей Сибирского царства. (Подробнее см.: с. 575–578).
Второй очерк по содержанию примыкает к предыдущему очерку, в котором около четверти текста посвящено описанию столкновений русских казаков-землепроходцев XVI–XVII вв. с тунгусами (эвенками). То есть автору был интересен этот народ прежде всего в контексте изучения истории освоения Сибири русскими. (Подробнее см.: с. 606–609).
Завершают книгу: список сокращений (с. 483–484); комментарии (с. 485–614); указатель имен к 1 и 2 томам (с. 615–641); алфавитный указатель произведений (с. 642–644); список иллюстраций (с. 645) и содержание (646–647).
Сергей МОТИН
Читайте нас: