Аксаков К.С. Собрание сочинений и писем: В 10 т. Т. II: Драмы. Стихотворения на случай / ИРЛИ РАН; Том подготовили Е.И. Анненкова, А.П. Дмитриев и М.Д. Кузьмина. СПб.: ООО «Издательство “Росток”», 2020. 648 с., ил. Тираж 300 экз. (См.:
http://rostokbooks.ru/book/261).
Во втором томе Собрания сочинений и писем К.С. Аксакова завершается публикация всех выявленных на сегодняшний день его художественных произведений: представлены драматические произведения, а также стихотворения на случай, экспромты и импровизации. Значительная часть текстов публикуется впервые, либо с учетом неизвестных ранее редакций и вариантов, главным образом рукописных, сохранившихся в архивах. Как и в 1-м томе настоящего издания, варианты и редакции не выносятся в отдельный раздел в конце книги, а для наглядности печатаются подстрочно, позволяя читателю как бы соприсутствовать в творческой лаборатории писателя.
В начале книги располагается известное изображение К.С. Аксакова 1850-х годов фотографа Карла Августа Бергнера.
Открывают том пять драматических произведений Аксакова:
1) Олег под Константинополем. Драматическая пародия с эпилогом в трех действиях (с. 7–71);
2) Почтовая карета. Водевиль в одном действии (с. 72–103);
3) Освобождение Москвы в 1612 году. Драма в пяти действиях (с. 104–265);
4) Князь Луповицкий, или Приезд в деревню. Комедия в двух действиях с прологом (с. 266–326);
5) Современная сцена (с. 327–337).
Затем следуют 27 стихотворений К.С. Аксакова (из них – 18 впервые) из рукописного альбома «Семейные стихотворения Аксаковых, писанные на разные случаи с 1841 года» (с. 341–370). На 79-ти листах этого альбома переписаны стихотворения С.Т. Аксакова, его сыновей Константина, Григория и Ивана, его дочери Веры. Как правило, это стихотворные экспромты и импровизации, перепевы хрестоматийных произведений А.Ф. Мерзлякова, Н.И. Гнедича, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, зарисовки, послания и мадригалы, которые выделяются шутливым характером и обыгрывают памятные в родственном и дружеском кругу житейские ситуации.
На титульном листе альбома под заголовком указано: «Москва. Списаны Н<адеждой> А<ксаковой>. 1858 г. Москва, д<ом> кн<ягини> Юсуповой» (ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 11. Ед. хр. 2. Л. 2). В доме, принадлежавшем княгине Зинаиде Ивановне Юсуповой (урожд. Нарышкина; 1809–1893) и находившемся на Тверском бульваре, 24, С.Т. Аксаков с семьей жил зиму 1857–1858 гг.
Судя по содержанию стихотворений, включенных в альбом, он, по всей видимости, предназначался в качестве подарка Аксаковых новосозданной семье Томашевских: единственная из дочерей С.Т. Аксакова, которой суждено было выйти замуж, – Мария Сергеевна – 21 апреля 1857 г. стала женой коллежского асессора Егора (Георгия) Антоновича Томашевского, сына дальнего родственника С.Т. Аксакова и близкого друга семьи, литератора А.Ф. Томашевского, служившего цензором иностранных газет в Московском почтамте. Эта дата обнародуется впервые, она указана в письме Веры Сергеевны Аксаковой к двоюродной сестре Марии Григорьевне Карташевской от 24 апреля 1857 г. (Подробнее см.: с. 531–532).
Среди впервые опубликованных есть стихотворение «В местах, где Кобринка струится…», посвященное двоюродному брату и другу К.С. Аксакова – Александру Григорьевичу Карташевскому (1817–1894) – старшему сыну Григория Ивановича Карташевского и Надежды Тимофеевны Карташевской (урожд. Аксакова), который некоторое время служил офицером в артиллерии. Карташевским принадлежали два имения в Стерлитамакском уезде Оренбургской губернии, полученные Надеждой Тимофеевной Аксаковой в 1814 г. в качестве приданого, когда она в первый раз выходила замуж (за Н.И. Мосолова): деревня Пёстровка (Большое Аксаково), которая упомянута в стихотворении, и деревня Подлесное (Малое Аксаково, Нижняя Пёстровка), с которыми были связаны детские годы А.Г. Карташевского.
Стихотворение замечательно как отразившимися в нем воспоминаниями Аксакова о его пребывании в молодости в имениях Оренбургской губернии, так и живым интересом к местному мусульманскому населению («степнячкам»). Аксаков приводит традиционные исламские приветствия, как они запечатлелись в его памяти, любовно перечисляет тамошние народности. Обычное для Аксакова презрение к «чухонскому Петербургу» претворяется в тоску по степному простору. Надо сказать, что петербуржец А.Г. Карташевский был единомышленником московских славянофилов и, особенно в молодости, предпочитал жить в Москве у Аксаковых.
Экспромт Аксакова является перепевом стихотворения К.Н. Батюшкова «Пленный» (1814) и имитирует не только его метр и ритм, но и отчасти стиль и лексические элементы. Упоминаемые в стихотворении: Кобринка – 13-километровый приток р. Суйда, являющейся, в свою очередь, притоком р. Оредеж; протекает в Гатчинском районе Ленинградской области. На берегу Кобринки находилось имение Карташевских Кобрино; Дёма – река в Башкирии и Оренбургской области, левый приток р. Белой; Чухна – в рассматриваемый период народное название карело-финского населения окрестностей Петербурга. (Подробнее см.: с. 568–570).
В местах, где Кобринка струится
Где жидкий хвощ в нее глядится,
Где под сосной роскошно зреет
Подсолнечник на солнце рдеет
Там Александр как будто пленный,
Судьбой жестокой похищенный
Он пел, унынием гнетомый:
И шумом волн родимой Дёмы
Пусть восхитительны болота,
Пусть сладкие выводит ноты
Смотрю я с грустью пред собою,
Стремлюсь мечтой я, презирая
К тебе, о Пёстровка родная,
К твоим степям, к твоим телегам…
Туда помчит он быстрым бегом
И скоро к вам дорогой старой
Отвечу на “Сала маликом” *
И вновь услышу с ясным ликом
Он пел, а Кобринка сверкала,
* «Мир вам» (араб. Ас-саляму ‘алейкум).
** «И вам мир» (араб. Уа-аляйкум ас-салям).
*** Аллах, Господь! (татар.)
**** Здесь в альбоме пропущена строка. (С. 369–370)
Далее в томе идет раздел: «Раннее. Незавершенное», в котором впервые представлены два произведения Константина Сергеевича:
1) Рыцарь с того света. Опера в четырех действиях (с. 373–393);
2) Отвлеченные люди. Отрывок из неоконченной комедии (с. 394–429).
В приложении опубликованы впервые подготовленные по рукописи два ранних сочинения К.С. Аксакова:
1) О постепенном покорении Россиею земель Сибирских (с. 433–471);
2) Армакские тунгусы (Отрывок из большого сочинения о тунгусах) (с. 472–482).
Первый очерк является наиболее ранним (1833 или 1834 г.) из известных произведений Аксакова на темы русской истории. Аксаков представляет картину покорения Сибири русскими войсками в продолжение более чем столетия – с середины XVI в. по 1680-е гг., причем с краткими экскурсами в древние времена, с изложением баснословных легенд о происхождении первых правителей Сибирского царства. (Подробнее см.: с. 575–578).
Второй очерк по содержанию примыкает к предыдущему очерку, в котором около четверти текста посвящено описанию столкновений русских казаков-землепроходцев XVI–XVII вв. с тунгусами (эвенками). То есть автору был интересен этот народ прежде всего в контексте изучения истории освоения Сибири русскими. (Подробнее см.: с. 606–609).
Завершают книгу: список сокращений (с. 483–484); комментарии (с. 485–614); указатель имен к 1 и 2 томам (с. 615–641); алфавитный указатель произведений (с. 642–644); список иллюстраций (с. 645) и содержание (646–647).