В Башкортостане выпал первый снег. И последние сводки пресс-службы МВД республики просто поражают. Так, 14 ноября, на автодороге межмуниципального значения Стерлитамак-Стерлибашево-Федоровка между населенными пунктами Ибракаево и Старый Калкаш произошло массовое ДТП с участием трех автомобилей — ВАЗ 2115, Toyota Camry и Audi A6. Как сообщил главный госавтоинспектор Башкирии Владимир Севастьянов, 76-летний водитель ВАЗ-2115 выехал на полосу встречного движения, где из-за непогоды не мог вернуться на свою полосу, и допустил лобовое столкновение со встречной Toyota.
В аварии погибли два человека: водитель и пассажир отечественного автомобиля. Еще пятерых участников аварии, в том числе двоих детей, осматривают врачи. От травм детей уберегло то, что они перевозились в детских удерживающих устройствах.
Временный покров лег сразу в нескольких районах, сообщают метеорологи. Так, например, на минувшей неделе осадки были в Салаватском, Благовещенском, Караидельском, Аскинском и Татышлинском районах. В предстоящие дни в республике будет морозно. Жителей ожидают небольшие дожди днем и заморозки до -12 градусов ночью. Перепад температур чреват гололедом на дорогах и опасными ситуациями с увеличением числа ДТП. Погода начнет меняться совсем скоро. В связи с этим водителям срочно рекомендуют поменять летнюю резину на зимнюю.
Как автолюбитель с тридцатилетним стажем скажу — зиму ждет каждый опытный владелец авто. Однако далеко не всегда просто выбрать оптимальный момент — когда следует «переобуться». Многие автомобилисты не торопятся менять резину, полагая, что первое похолодание окажется кратковременным и потом им придется, как минимум еще месяц ездить на шипах по асфальту. Но не так страшна сама зима, как приход первого снегопада и гололеда.
Так что же нужно сделать, чтобы движение в зимний период стало как можно безопаснее? Постараюсь по этому поводу поделиться своим опытом. Начнем, конечно, с колес. Мы же стараемся на зиму выбирать себе обувь, которая не скользит? Для нашего уральского климата подходят шины шипованные и фрикционные «европейские», которые еще называют «липучками». Очевидно, что шипованные шины предназначены для суровых зим, когда автомобилистам приходится перемещаться в условиях, приближенных к экстремальным — в лютый мороз и снежные заносы. Европейские же покрышки — «липучки» созданы в первую очередь для слякотной погоды. Не секрет, что многие автомобилисты в крупных городах, как, например, Уфа, Стерлитамак, уже давно перешли на этот тип шины. Объясняют они это тем, что основные магистрали в столице чистятся неплохо, при этом коммунальные службы щедро используют различные реагенты. В результате зимой, даже в морозную погоду, водителям очень часто приходится ездить по растаявшим дорогам.
Но, что бы ни говорили, скажу по своему опыту — хорошие шипованные покрышки гораздо безопаснее «липучек». Поскольку резину таких шин делают более жесткой, и в ситуации резкого торможения она более безопасна. Конечно, шипованные шины более шумные, да и понадобиться их помощь вам, может быть, лишь раз в году, когда вы неожиданно окажетесь на обледеневшем участке дороги. Но именно от этого единственного раза, возможно, и будет зависеть ваша жизнь. Срок службы шипованной резины при правильной ее эксплуатации составляет не менее сорока тысяч километров.
Есть немало автолюбителей, которые в целях экономии меняют резину только на ведущих колесах. Делать этого ни в коем случае нельзя, поскольку такое половинчатое положение существенно повышает шанс ДТП. Важно устанавливать шипованную резину на каждое колесо автомобиля, поскольку только тогда можно достичь максимальной степени безопасности на зимней дороге.
Не все знают, что свежая шипованная резина нуждается в обкатке. Как правило, это около пятисот километров на скорости семьдесят километров в час. При этом важно двигаться аккуратно, без резких торможений и стартов. Стоит обращать постоянное внимание на давление в шинах, так как его нехватка приведет к быстрому износу шипованной резины.
Другой нюанс использования шипованных шин заключает в том, что менять их местами можно только в одном направлении движения. Поэтому перед тем, как убрать летом шипованную резину в гараж, стоит пометить направления маркером.
Распространено заблуждение о том, что полный привод автомобиля служит гарантией безопасности движения, и для таких машин нет нужды в установке зимней резины. Это совершенно не так, ведь основную роль в надежном управлении автомобилем играют именно покрышки, поскольку они непосредственно соприкасаются с покрытием дороги.
Еще один очень важный момент. Довольно часто собственники автомобилей не уделяют должного внимания проблеме балансировки колес. К данному вопросу, тем не менее, необходимо подходить с определенной ответственностью и пониманием ее необходимости. Как показывает практика, от грамотной балансировки шин зависит исход многих дорожных ситуаций. Самая явная и первоочередная причина — повышение безопасности и комфорта во время езды. Также балансировка колес повышает ресурс полезного пользования подвески машины и обеспечивает ее правильную работу.
Таким образом, напрашивается вывод, что отсутствие балансировки колес приводит к снижению комфортности и безопасности езды. Естественно, самому автолюбителю самостоятельно провести балансировку невозможно. Поэтому, менять летнюю резину на зимнюю нужно в специализированных центрах, где этим займутся профессионалы своего дела.
А что говорит закон? В России долгое время сезонное использование шин не регламентировалось. Однако уже несколько лет действует Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», в котором прямо говорится о том, когда нужно переобувать машину на зимнюю резину. Пункт 5.5 документа гласит: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза».
И последнее. Менять летнюю резину на зимнюю нужно тогда, когда минимальная суточная температура достигнет +7°C.
Вот, пожалуй, и все, удачи вам на дорогах!