Новый фильм Кэтрин Бигелоу — это давно забытое чувство, когда ты прилипаешь к экрану и забываешь не только про пиво и поп-корн, но и про то, что нужно хоть иногда дышать.
Кэтрин по-прежнему снимает своё собственное, немного парадоксальное кино: с одной стороны, исключительно мужское, с другой — такое, какое мужчина снять бы никогда не смог. А ещё она удивительно тонко чувствует дух времени. «Дом динамита» получился очень напряжённым, очень собранным и очень, очень страшным.
Американская ПРО обнаруживает неопознанную баллистическую ракету: пуск спутники проспали, чья она и откуда — неизвестно, но расчёты показывают, что цель — территория США.
Собственно, в основе сюжета реакция громоздкого государственного аппарата с самых разных углов зрения. Бигелоу раз за разом гоняет зрителя, словно белку в колесе, через эти проклятые двадцать минут — временной промежуток между обнаружением ракеты и ударом по Чикаго. По сути мы видим набор самых разных «говорящих голов» под нервические скрипичные запилы, но как же это восхитительно работает! С каждым новым кругом кино сжимается, словно пружина в адской машинке, стрелки часов судного дня неумолимо бегут вперёд, актёры — даже те, что появляются в крошечных эпизодах — выкладываются на полную…
Помните такое кино — «Военные игры»? Очень старый, очень наивный хакерский боевичок из восьмидесятых о том, как подростки со скуки взломали не тот компьютер и запустили цепочку событий, которая должна была привести к мировой войне. Ядерной войны в фильме удаётся избежать благодаря тому, что компьютер просчитывает все варианты и приходит к очевидному, в общем-то, выводу: при любом развитии событий в третьей мировой войне победителей не будет. Я же говорил, наивный боевик из восьмидесятых!
В «Доме динамита» умного суперкомпьютера не находится. Бигелоу разыгрывает перед нами многофигурную трагедию — в самом полном, словарном определении. Все действия всех персонажей, вне зависимости от мотивации, приводят к тому, что плохая ситуация становится всё хуже, мы буквально сами себя загоняем в угол, на грань полного и беспросветного кирдык-байрама.
Мир, весь наш мир — это и есть тот самый дом, построенный из динамита, а люди в нём продолжают играться со спичками, как ни в чем не бывало. Достаточно всего одного, практически случайного фактора, чтобы винтовка стала праздником, если вы понимаете, о чём я…
Самое страшное, что мотивация абсолютно всех героев (или, точнее сказать, персонажей) абсолютно понятна и по-человечески логична. Нам легко представить себя на месте любого в этой пьесе, здесь нет искусных многоходовочек, а двадцатиминутное окно действия не оставляет места политическим интригам и сложным построениям. Есть буря, которая зарождается на наших глазах, и маленькие люди, которые не знают, что с этим делать. И нервические, до мурашек, скрипочки вкупе с очень крутой и очень точной, даже точечной операторской работой.
Фабула «Дома» не находит своего разрешения. Фильм заканчивается на самом пике, в момент наивысшего напряжения. Бигелоу не даёт ответа, но даёт обильную пищу для размышлений. И заодно — наверное, один из лучших фильмов последнего времени.
Очень простое и очень страшное кино. Как по мне, твёрдая десятка.
Итог: 10/10
Без купюр на https://t.me/l0oo0k