Только что вышедший в наш прокат фильм «Лермонтов» (режиссер Бакур Бакурадзе) сделан в манере, присущей авторскому кинематографу — то есть, режиссёр играет с изображением, расставляет акценты в повествовании на собственный вкус, интерпретирет причины и следствия поступков героев по ведомой лишь самому ему логике. Применяет нестандартные планы и ракурсы. Выдерживает длинные паузы… Получилась камерная, интересная дли синефилов лента, которой как-то не подходит ее громкое название — «Лермонтов». Звучит как будто перед нами развернутая биография. Но речь-то идёт лишь о её финале.
Скорее фильму подошло бы что-нибудь вроде «Последних дней». Но это заглавие давно занято. Использовано не один раз, ибо произведения о последних дня великих людей давно стали отдельным популярным жанром (по ТВ даже программа такая шла «Как они умирали»).
Вспомним навскидку два совсем разных произведения с одинаковым заглавием — пьесу Михаила Булгакова (о Пушкине) и фильм Гэса Ван Сэнта (про Курта Кобейна; кстати, кажется мне, что кое-какие переклички с этим отличным фильмом в работе Бакурадзе имеются).
Да и странно было бы ожидать линейного рассказа о жизни классика от Бакурадзе (ему сейчас 56 лет), который снял несколько образцов отчетливо фестивального кино. Тут и дебютная полнометражная лента «Шультес», и «Охотник», и «Брат Дэян»… Все это, однако, истории из частной жизни (пусть даже в «Брате Дэяне» у героя имеется узнаваемый прототип, но, конечно, не уровня Лермонтова). Так что обращение к одной из важнейших фигур русской культуры для режиссера — новый этап.
Лермонтов у Бакурадзе (его исполнил Илья Озолин, стендап-комик) — весьма неприятный тип. Уж не говоря о его дурацких шуточках, сам облик, сам голос персонажа вызывает скорее отторжение. Режиссёр, конечно, может сослаться на мемуары современников, во многих из которых поэт характеризовался схожим образом, но, во-первых, были и другие мемуары, а во-вторых такое «приземление» любимого поэта многих поколений, персонажа из мифа о великой русской литературе выглядит сознательным, даже вызывающим шагом. И здесь актерские привычки стендап-комика Озолина вполне подходят.
Столь же малоприятен и будущий убийца — Мартынов (Евгений Романцов)… Да и сама дуэль лишена малейшего романтического оттенка. Нечто вроде рядового убийства на бытовой почве, каких в любом месте происходит немало. В общем, по большому счёту не жалко никого.
Фильм населен густо, и многие персонажи носят исторические фамилии, но Бакурадзе их использует лишь как фон, не давая ни познакомиться с ними поближе, не разъясняя даже, кто есть кто. Вполне типично для авторского кино (а в зрительском принято все же посвящать аудиторию в правила игры).
Скажу и об атмосфере фильме — визуально она, можно сказать, даже изысканна. Кадры, особенно природы (оператор Павел Фоминцев), — чудесны. Но мрачны. Уже многие обратили внимание: хотя дуэль состоялась летом, атмосфера в ленте, натурально, осенняя. Да еще и пасмурной, поздней осени. Обычный для авторского кино прием — характеристика происходящего через визуальный фон — способен вызвать возмущение любителей исторической точности. Да им и вообще «Лермонтова» лучше не смотреть…
И в итоге Лермонтов в фильме Бакурадзе получился не менее экспериментальным, чем Пушкин в недавнем «Пророке».
Конечно, тут герой дан без странных «загибов» и экспериментов «Пророка» — но получать представление о великом поэте и прозаике по фильму Бакурадзе, думаю, все же не стоит.
Мой рейтинг: 7/10
Подробнее на сайте Союза Писателей РФ в моей колонке Культурного обозревателя
sprf.ru/news/1522