«Под огнем» Алекса Гарланда и Рея Мендозы — это экспериментальный фильм об одном жестоком бое, имевшем место в 2006 году в Ираке.
Группа американских «морских котиков» попала в засаду, но продержалась до прихода подкрепления, отчаянно отстреливаясь (были и потери). Одним из бойцов как раз и был сам Мендоза, который уйдя со службы подвизался консультантам по разному боевому в кино… А теперь вот встал рядом с интеллектуалом Гарландом, который известен множеством проектов — он и писатель, и сценарист (долго работал с Денни Бойлом — «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя» и прочее; хорошие фильмы). Еще — продюсер, наконец, и режиссер. Фильмы его широко обсуждались, и я писал про некоторые — «Из машины», «Аннигиляция», и, конечно, так обрадовавший всех «Конец империи», про то, как США гибнет в огне гражданской войны (а в фигуре злодея-президента там был явный намек на Трампа).
Конечно, с точки зрения кинематографичности это не совсем «настоящие» фильмы. В них важнее идея, ну, в крайнем случае, сочетание формальных приемов. Нет киношного «мяса», которое так любят многие даже у слабых режиссеров (и я люблю).
Гарланд слишком умен, рассудочен — кстати, он большой поклонник нашего Тарковского… Здесь это дало необычный результат. Полтора часа мы видим бой со стороны отряда спецназовцев. Здесь нет стилизации под репортаж, дрожащей камеры, рваного звука, это бой, поставленный по всем киноправилам. Бум, гром, дым, все дела. Длится фильм всего полтора часа. Происходит много, но, по сути, не происходит ровным счетом ничего. Молодые актеры удачно изображают молодых солдат (а том числе и самого Мендозу).
Почему же я говорю про экспериментальность? Потому, что в фильме нет привычной нам драматургии, история обозначена общими контурами, нет и музыки, подчеркивающей эмоции. Главное — ракурсы, эффекты, чистое насилие.
Жалко ли нам героев? А мы их не знаем. У них нет амплуа, которыми создатели боевиков награждают своих солдат, чтобы вызвать наши эмоции (новичок, бывалый, интеллигент, трус и т. п.). Просто какие-то ребята, палящие во все стороны. Врагов мы, можно сказать, не видим, и ненависти к ним нет совсем. Фильм идет как будто в реальном времени — столько же, сколько бой. Да и перевести оригинальное Warfare вполне возможно именно как «Бой».
Компьютерная игра? Кинокомикс? Все же репортаж, которых мы видели в последние год очень много (в финале нам покажут тех, настоящих солдат рядом с их исполнителями)? Все вместе. В итоге создатели добивается того, что правдоподобие есть, а киноправды нет и близко. Или, говоря по-другому, рассказ о совершенно РЕАЛЬНОМ событии выглядит именно как аттракцион.
Собственно, они на это и рассчитывали, о чем постоянно твердит сам Гарланд: мол, с актерами он не работал, пространство фильма не организовывал, «я смог сосредоточиться на некоторых вещах в кинопроизводстве, которые я действительно люблю, а именно на технических аспектах работы с камерой, светом и тому подобным». Такой вот трюк. А самое интересное, что фильм — он идет в нашем легальном прокате — многие принимают за чистую монету, как еще один из военных боевиков. Хотя и отмечают, «какой-то он не такой».
Не такой. Тем и интересен. Ничем больше.
Мой рейтинг: 7/10