В легальный наш прокат вышел новый (2024 год, Серебряный Медведь Берлинского кинофестиваля за актёрскую работу) фильм «Мелочи жизни» с Киллианом Мёрфи. Прокатчик — компания ПРО:ВЗГЛЯД.
Действие разворачивается в Ирландии прошлого века (причем в 80-е годы, а кажется чуть ли не в Средневековье). Главный герой по имени Билл — маленький человек из маленького городка — сталкивается с серьёзной моральной дилеммой. Угольщик по профессии, привозя свой товар в монастырь, он поначалу догадывается, а затем и наблюдает воочию происходящее там перевоспитание якобы падших женщин (т.е. попросту девушек, забеременевших вне брака). Любящий отец пятерых дочерей, сам выросший безотцовщиной, он близко к сердцу принимает происходящее. Понимания, однако, он не находит ни у жены — старой, холодной и некрасивой женщины, ни у друзей, которые пытаются донести до Билла, что монахини захватили в городке всю власть, и идти против них — безумие. И герой Мёрфи большую часть экранного времени страдает крупным планом и символично отмывает рабочие руки от угля, а вокруг него босые беспризорники, притесняемые женщины, поголовная нищета и серость. Кстати, сам Мёрфи (он тут и продюсер) здесь нарочито некрасив и тем убедителен.
Фильм снят по одноимённому роману ирландской писательницы Клэр Киган, в красках живописующего все ужасы исправительных приютов святой Магдалины. Финал, довольно неоднозначный, погружает в невеселые раздумья. Атмосфера и интонация выдержанны здорово. Хороша Мишель Фэйрли (Кэйтилин Старк из «Игры Престолов») в роли второго плана. Уж что и говорить об Эмили Уотсон (это ей Серебряный медведь, кстати, достался)!
Тема российскому зрителю вроде не близкая. Но понятная на общечеловеческом уровне. Это фильм о сострадании, о человечности в не особо-то человеческих условиях. В общем, кино для всякого, вдруг уставшего от экшена и сериалов — а уж для любителя неторопливого и вдумчивого кино к просмотру обязательно.
Мой рейтинг: 8/10