С чисто религиозной точки зрения, Зло – это нечто бесконечное, но всегда карающееся. Во время Страшного суда все злодеяния будут разоблачены и получат «достойную награду». А что же будет до этого великого дня? Демонам в масках людей суждено ходить по земле, оставаясь зачастую незримыми: ни о каком правосудии речи быть не может. Даже веруя в систему законов нашего мира, боюсь, любой из нас осознает, что чем больше скапливается греха в одном месте, тем больше шансов у него избежать кары от человека. Досадно то, что воздаяние находит свой объект слишком поздно: преступление свершилось, и что нам от того, что злодей за решёткой или убит – сделанного не воротишь, ущерб не возместить. Горько осознавать, что человек может стать сердцем тьмы по собственному желанию, и никто не сможет повлиять на будущие ужасы.
Слышали ли вы о докторе Фаусте, человеке умном, но, рискну сказать, мелочном? Человеку, и тем паче мужчине, дано созерцать и лелеять лишь мирские желания: для большего не позволяет сама природа людская. Чем же примечателен этот немецкий учёный, что в его честь сочиняли пьесы такие акулы пера, как Кристофер Марло и небезызвестный Иоганн Вольфганг фон Гёте? Тем, что вопреки своей нищенской, ущербной природе, он нашёл в себе силы остаться верным идее, чистому идеалу деятельного и чистого мира, в котором люди способны творить, уподобляясь Богу. Фильм «Сердце ангела» – это история о человеке, который не хотел отдавать своих долгов, о Фаусте нашего времени. Но, вопреки нашему сравнению, герой фильма прямая противоположность немецкому образу.
Кадр из фильма «Сердце Ангела»
«Неважно, как хитро ты будешь пытаться
незаметно посмотреть в зеркало,
твое отражение всегда будет
смотреть тебе прямо в глаза.»
Однажды к простому сыщику Гарри Ангелу обращается иностранец со странным именем – Луи Сайфер – с не менее странной просьбой: найти одного человека, не вернувшему Луи один должок. Ангел сомневается в этой просьбе, но за солидную сумму соглашается. Пропавший – исчезнувшая джазовая звезда (действие же в Новом Орлеане всё-таки) прошлых лет – Джонни «Счастливчик». Единственная зацепка – это госпиталь, в котором джазмен лежал, после тяжёлого ранения с войны. Пробираясь по кровавому следу из тел знакомых Счастливчика, Ангел понимает, что дело, за которое он взялся, – игра тёмных сил. Детектив находит дочку пропавшего, которая пленяет того своей красотой. Совершив длинный круг, Ангел находит истину: Джонни – это он сам. Продав душу дьяволу за успех музыканта, Счастливчик решил не отдавать должок аду и пошёл на более страшный ритуал. На празднике после окончания войны Джонни напоил уставшего невинного молодого солдата с доброй фамилией «Ангел», а потом убил его и съел сердце несчастного, забрав себе жизнь жертвы. Но князь тьмы не забывает должников.
Кадр из фильма «Сердце Ангела»
«Кто-то любит жизнь, кто-то ненавидит...
Плоть слаба, Джонни, лишь душа бессмертна.
Когда становится известно, что Ангел и Джонни – одно и то же лицо, возникает вопрос: а зачем Луи Сайфер – он же Люцифер – пошел таким длинным путем? Ведь он прекрасно знал о попытке Джонни Фэйворита его обмануть, и мог просто вызвать его и покарать. Зачем понадобилось заказывать Гарри/Джонни расследование?
Ответ на этот вопрос отчасти дают кадры, на которых впавший в отчаяние Ангел повторяет: «Я знаю, кто я!» Перед нами человек, узнавший о себе страшную правду и истерзанный этой правдой, страдающая и мятущаяся душа. Расследование, низвергшее Ангела в бездну, является частью его наказания. Он и так будет гореть в аду, но перед этим он как следует помучается на земле. Ведь именно он убил всех своих знакомых, в том числе дочь, оставив младенца-внука без опеки: тем страшнее последние сцены фильма, где ребёнок с глазами дьявола указывает на злодея.
Кадр из фильма «Сердце Ангела»
«— Вы знаете, что говорят про слизняков?
— Они всегда оставляют после себя след.»
С каждым кадром, по мере продвижения расследования, Джонни всё больше утопает во тьме – это более ярко символизирует одна из самых ужасных сцен фильма. Джонни проводит ночь с собственной дочерью, и ему кажется, что всё залито кровью. Жуткая сцена, с одной стороны, демонстрирует все большее погружение героя в атмосферу кошмара, а с другой – является данью уважения создателя фильма любимому режиссеру – Андрею Тарковскому, в «Зеркале» которого с потолка идет дождь. Кровь – один из главных символов картины наряду с вентилятором – воплощением неотвратимости – и яйцом, которое съедает Луи Сайфер, символизирующим душу.
Атмосфера, которую создаёт «Сердце Ангела», – это нечто невыразимое. Ощущение вечного круговорота Зла в мире: зарождение, укрепление, осознание и запоздалая кара. Почему запоздалая? Сатана не сразу забирает должника, но играет с ним в «кошки-мышки», позволяя Джонни совершить ещё больше преступлений, до тех пор, пока терять герою станет нечего. Человек, который стал по собственной воле точкой сосредоточения тьмы, – страшное зрелище, но ещё страшнее, что остановить это действо некому.
Значит ли это, что все мы считаем себя ангелами, а на самом деле в глубине души у каждого живет дьявол? Или что в каждом из нас уживаются мистер Джекил и доктор Хайд (отсылка к этому произведению очевидна)? Фильм не даёт однозначного ответа, намекая лишь, что иногда лучше не знать о себе всю правду.