Ну и ладненько! По такому случаю можно и осторожно дома посидеть, пощёлкать каналы на ЖК-телевизоре. Что там наши телевизионщики напридумали экстраординарного к новогодним праздникам? Хотя нечего гадать! Как всегда, без кардинальных изменений… застойные времена продолжаются. На центральных каналах пронесётся как ветер, в миллионный раз, Шурик в своих «студенческих» очках. Лукашин Женя опять примется разбивать в чужом ему Ленинграде, со всем присущим цинизмом, любовную пару. А Людмила Гурченко, шагнув в пятидесятые годы прошлого столетия, вновь споёт свою песенку про «вечные» пять минут до Нового года. Иные телеканалы взяли свою шаблонную моду: приступят к прокрутке всех частей какой-нибудь известной голливудской франшизы – и на целый день. Это месиво тоже вызывает лёгкое раздражение, и хочется больно бить тапками монитор телевизора. Чтоб он лопнул.
Не сказать, что эти заезженные фильмы достали хуже пареной редьки. Просто они заполнили собою, своими «широкими могучими плечами» всю вещательную сетку. Они великолепны, они шедевральны, но отечественный кинематограф же не остановился на них одних, есть куча, огромная гора других достойных фильмов, которые вполне способны привлечь к себе «голодного» зрителя. Они редко мелькают на экране, разве что случается такой кинопоказ на канале «Культура». В целом о их существовании и знать не знают. И, что скверно – и не помышляют даже узнать. Фильмы с феерическим флёром новогоднего празднества из пятидесятых-шестидесятых-семидесятых годов советского периода, или фильмы-концерты в стиле «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. О них и поведём беседу. Вот ведь и потянуло почему-то глянуть их в уходящем 2020 году и в новом приходящем. Они же как призраки, которые вроде есть, а видеть-то почти никто и не видел. Жирный слой тепла и добра исходит от них. Они наотмашь бьют всякие там нынешние мажорские «Ёлки».
И первый фильм, который следует упомянуть, – это «Снежная сказка» 1959 года. Она, конечно, более близка к детской аудитории, но мы-то знаем, что любой взрослый не прочь иногда побыть ребёнком, а значит и детские кинокартины ему не чужды. Фильм «Снежная сказка» про некие волшебные часики, способные остановить время. События происходят в канун Нового года. Есть добренький… именно добренький антагонист в образе старого года, которому вдруг захотелось остаться. Эту роль отлично исполнил Евгений Леонов. Имеется на современный манер и Снегурочка. Шоферил на грузовике Михаил Пуговкин. И лихо сыграла натуральную злодейку молодая красавица Клара Лучко. Сам фильм чем-то родственен со «Сказкой о потерянном времени». Там и там фигурирует понятие о времени и его ценной значимости. Что произойдёт если время на самом деле остановится? Никуда не надо спешить и никто никуда не опоздает? Ответы, пожалуй, надлежит искать и поискивать в самой киноленте.
И любопытный факт, мимо которого сложно пройти. «Снежная сказка» планировалась к показу на фестивале в Каннах, но цензура заподозрила в персонаже Евгения Леонова специфические, завуалированные намёки на самого Хрущева, и решением комиссии во главе с председателем Сергеем Михалковым фильм не допустили на мероприятие фестиваля. Чуть позже он выйдет в прокат небольшим тиражом под четвёртой прокатной категорией. По этой причине он почти в безвестности.
Второй вдогонку. «Високосный год» 1961 года. Как раз к нашему, уходящему, високосному. Диффузное кинополотно «новой советской волны». Отовсюду выглядывает иная эстетика. Непривычно видеть гиперактивную камеру в разных ракурсах. Советской монументальности неподвижной камеры почти нет. Один кадр не растягивается на долгие минуты, отсюда частые монтажные склейки. Быстрое следует протекание сюжета. С наступившего года начинается, и завершается следующим новым годом. Фоном «рвётся» новогоднее празднование, занятно наблюдать за домашней суматохой в начале шестидесятых. Улицы почти пустынны, отсутствие уличной иллюминации греет малость душу. Пешеходы не спеша семенят со своими заботами, и только один из них волочет грузно ёлку. Праздник праздником, а 2 января уже на работу. Главный герой, которого играет Иннокентий Смоктуновский, не от мира сего, не с советскими скромными потребностями. Не успев жениться, уже принимает решение разводиться. Работу бросает. Тогда в чести была одна запись в трудовой книжке, но герой из таких, как сказать, «летунов»: перелетает из одного рабочего места в другое. А тут ещё досадная история одна с ним приключилась в високосный год.
Третий не лишний! «Эта весёлая планета» 1973 года. Заскочим в семидесятые. Здесь сразу огромный букет звёзд: ужимистый Леонид Куравлёв, глазастая Екатерина Васильева, «вечный двигатель», развесёлый Савелий Крамаров, тихий и скромный Александр Вокач, невезучий Владимир Носик, немного смешной Виктор Сергачев (его единственная комедийная роль, если не ошибаюсь), неунывающая Наталья Крачковская. Попытка переплюнуть, достигнуть похожего уровня «Карнавальной ночи», по сути, не удалась, но свой культурный код фильм, стоит отметить, всё-таки оставил. Данную картину трудно отнести к забытым, её всё же часто показывали на ТВ в годы семидесятые, восьмидесятые. Потом, правда, когда каналов стало чудовищно много в постсоветском пространстве, то о «весёлой планете» как нарочно подзабыли. А ведь фильм не слабо подбадривал, нагоняя новогоднее настроение. Его музыкальный репертуар и побогаче будет рязановского фильма, где свои знатные шлягеры звучали. Чего стоит появление настоящего вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Фильмы-концерты – а их прилично снимали, и в достаточной мере в стране советов.
Константин Эрнст как-то попробовал вернуть новогодний дух, атмосферу того времени, приняв участие в создании проекта «Старые песни о главном». И он действительно громко выстрелил в конце девяностых годов. Успех получился ошеломительный, даже через край. Идею приняли все на «ура». Но заигрался Эрнст дальнейшими его частями. По нисходящей пошла новогодняя «увертюра». Приелись «главные песни» зрителям, как и все остальные новогодние огоньки в блёстках и мишуре. Чтобы опять поднять «Голубые огоньки на Шаболовке» на должный уровень всего-то нужно… так, пустяковая ерунда, мелочишка. И об этом каждый дворник знает и чёрный усатый кот. В первую очередь, сменить приглашённых (надоевших хуже некуда) звёзд, добавить артистов кино и театра. Зазвать популярных персон из другой сферы деятельности, но имеющих прямое отношение к культуре. К примеру, писателей, поэтов. Вернуть читку стихов. Исполнять музыкантам-артистам песни только новые, нигде ранее не звучавшие. Пусть уж наши поющие звёздочки заранее подготовят этот новый сингл. Пусть будет и рэп для разнообразия, для привлечения молодой аудитории. Стоит убрать излишки смеха и улыбок, и именно излишки. Когда камера гуляет по присутствующим в зале, то их лица… «резиновые» лица сразу начинают растягиваться от широченной улыбки. Сама улыбка до ушей. Явно же по команде. По ту сторону экрана тошнотворно выглядит. Ещё чуть-чуть и от чрезмерного обилия «чеширской улыбки» с зомбиящика, возможно, у зрителя и аллергия разовьётся. Или фобия какая. Заговорился, унесло в сторону, но, кажется, стоит слегка пройтись «граблями» по нашим «суперновогодним» передачам, которые уж мало кто смотрит. Большинство сбежало в интернет. Или на улицу.
…И фильм «Эта весёлая планета» всё же яркий пример того, как необходимо снимать новогодние «огоньки», где все необходимые ингредиенты веселья и радости присутствуют. Но ложечка дёгтя и в этом фильме имеется. Слишком уж туповато выглядят представители внеземной цивилизации, что неожиданно нагрянули на праздничное земное безумие. Раздражает, отталкивает. Но простительно, так как комедия же.
Четвёртый будет четвёртым. «Как рождаются тосты» 1962 года. Снимались: Георгий Вицин, Леонид Харитонов, Алексей Грибов и другие актёры. Короткометражный фильм, к прочему. В небольшом тресте с длиннющим названием «Гортопсантехочиствод» готовятся, как положено, встречать Новый год. Ну, как все. И как у всех вдобавок множество забот. Главное, по мнению счетовода Плюща, – это подготовить тост, соответствующий торжественному моменту. Но в предпраздничной суматохе все забыли об одном человеке – о потребителе, который приехал получать оборудование. В новогоднюю ночь он оказался запертым в подвале склада. Что из сего следует? А следует глянуть хотя бы одним глазком кинокартину, пусть и короткую.
Пятый. Вызываю пятого! Невозможно пройти мимо «Вечеров на хуторе близ Диканьки» 1961 года. Не про новогодний праздник, безусловно, но события, происходящие зимой, очень уж навевают «мандаринно-ёлочный» настрой. После просмотра киноадаптации по произведению Николая Гоголя пробуждается желание выпить бокальчик шампанского. И про сюжет нет смысла говорить: все смотрели, все читали. А вот по телевидению сейчас почти его не показывают, разве что опять канал «Культура» ещё помнит сей великий шедевр. В кинотеатрах двадцатого века часто его демонстрировали на детских киносеансах. Детвора визжала от восторга, несмотря на то, что снят он был, – ух, как давно. В 2001 году вышла музыкальная его версия. Ну, слишком развязна, и рожи персонажей, снятые камерой «рыбий глаз», как-то портили впечатление. А Филиппу Киркорову чёрта чтобы играть и не нужно особого старания.
Шестой. Ура! «Три орешка для Золушки» 1973 года. Снимала Чехословакия и ГДР, но всё равно как нашенский фильм. Светлая, добротная и милая сказка, которую самый бесчувственный, словно айсберг, тип при желании смотрит и пересматривает. Вместо привычного сюжета про Золушку, там существенную роль играют орешки, что случайным образом падают с ветки дерева… И сама Золушка далеко не скромница, а почти разбойница чистой воды, бесёнок в юбке. Но очень симпатичный бесёнок. И стрелять из арбалета умеет и на коне бойко скачет. Во многих странах Европы, например, в Германии и Норвегии, эту сказку каждый год, уже более тридцати лет, традиционно показывают по телевидению на Рождество. А вот наши как-то не очень её по телевизору – подзабыли.
Седьмой. Счастливое число. «Новогоднее похищение» 1969 года. Ещё один зайчик-попрыгунчик. В пожарной части готовятся к встрече Нового года. Трое активистов художественной самодеятельности решают похитить для новогоднего концерта профессиональных артистов. Капитан милиции расследует похищение и выслушивает жалобы от "непоxищенныx" артистов. Своеобычная советская комедия под опьяняющими ароматами Нового Года. И Михаил Пуговкин блеснул, Олег Ануфриев не хуже. И Савелий Крамаров в своём репертуаре. Здесь не малоизвестные певцы: Отс, Плисецкая, и украинец-юморист Тимошенко, и пан Зюзя из «Кабачка “Тринадцать стульев”». Рина Зеленая, и Людмила Зыкина, и Муслим Магомаев, и Андрей Миронов и клоун Олег Попов – перечислять можно столько, что язык устанет говорить.
И подобных кинополотен с новогодней искоркой, фильмов-концертов, что родились в СССР, набирается невероятное множество, если пройтись по всем десятилетиям. Те, что чуточку нами позабыты, затёрты песком времени. Нынешним полутворцам столько и не снять, при всём старании и умении. И кажется, стоит перечислить хотя бы приблизительное количество изумительных вещичек, что не названы выше. От которых, уж как пить дать, – новогоднее настроение взлетит до самого потолка и выше. И бабахнет подобно фейерверку.
«Карьера Димы Горина» 1961 года;
«На одной планете» 1965 года;
«Снежная королева» 1966 года;
«Сказки русского леса» 1966 года;
«Зигзаг удачи» 1968 года;
«Улыбнись соседу» 1968 года;
«В тринадцатом часу ночи» 1969 года;
«Семья как семья» или «Коробовы встречают Новый год» 1970 года;
«Бушует «Маргарита»» 1970 года;
«Двенадцать месяцев» 1972 года;
«Карнавал» (двухсерийный комедийный телефильм-ревю с участием Олега Попова и других советских клоунов) 1971 года;
«Новогодние приключения Маши и Вити» 1975 года;
«Орех Кракатук» 1977 года;
«Большая новогодняя ночь» 1978 года;
«Запасное колесо» 1978 года;
«Что-то с телефоном» 1979 года;
«Глубокие родственники» 1980 года;
«Ледяная внучка» 1980 года;
«Старый Новый Год» 1980 года;
«Личная жизнь Деда Мороза» 1982 года;
«Снегурочку вызывали?» 1985 года;
«Серебряное ревю» 1982 года;
«Последняя ночь уходящего года» 1983 года;
«Еще люблю, еще надеюсь» 1984 года;
«Как стать счастливым» 1985 года;
«Нейлоновая елка» 1986 года;
«Праздник Нептуна» 1986 года;
«Тайна Снежной Королевы» 1986 года;
«Аэлита, не приставай к мужчинам» 1988 года.