Все новости
КИНОМАН
3 Августа 2022, 14:50

Нулевой пациент – существует ли?

Месяц-полтора назад посмотрел, а точнее, досмотрел до конца отечественный сериал «Нулевой пациент» Евгения Стычкина и Сергея Трофимова на ресурсе «КиноПоиск», который как всегда киноновинку стравливал своим зрителям-пользователям по чуть-чуть – по одной серии в неделю (иногда чаще). Не уважаю я «тянучки», но что поделаешь, сериал вполне достоин, чтобы его ждали. И я ждал, как пионер на школьной линейке…

Любопытная деталь, я не могу сходу нацепить ярлычок, якобы «достойный шедевр». Некоторые исторические интонации в сериале смущают, более того – отталкивают. Очень «правильная» подача сюжета вызывает вопросы. Поэтому попробую разобраться: что почём? К общему сведению, сериал в «КиноПоиске» набрал 8.4 балла. Не фунт изюма, как известно!

Основное событие 1988 года происходит в Калмыцкой АССР, в городе Элиста, где в одной детской больнице молодой врач Кирсан Аюшев обнаруживает, что у нескольких его пациентов проявляются необычные симптомы. Его подозрения падают на ВИЧ. Однако подтвердить иммунодефицитное заболевание по анализам крови можно только в Москве. Ну, так вышло, в СССР научных лабораторий по изучению СПИДа в 1988 году было всего ничего. Вообще одна (?), и то в столице. Главный врач больницы и врачи-коллеги не верят Аюшеву. Как же, разве ВИЧ возможен в СССР? У нас нет гомосексуалистов… (и секса тоже нет). И прочие советские гранитные аксиомы звучали в фильме. И что оставалось делать молодому сердобольному врачу? Правильно! Ослушаться вышестоящее начальство и отправить пробирки крови пациентов в московскую лабораторию НИИ. В конечном итоге, «экзотическая болезнь» Москвой была подтверждена.

И события, подобно маховику, закрутились довольно стремительно. Началась в Элисте эпидемия. В сериале в принципе трудно увидеть ту самую стремительность и скорость, всё двигалось чуть быстрее черепахи. Наверное, это оправданное действие со стороны режиссёрской команды. Всё-таки мы смотрим социальную драму, а не боевик-катастрофу. А значит не будем спешить! С хронометражем… ладно, всё о’кей!

Сериал в чём-то претензионный, отважный (сказал бы я), пытающийся вытащить из пыльного сундука советской истории правду… правду о СПИДе. Он, таким образом, пытается бодаться с некогда популярным сериалом-лидером 2019 года «Чернобыль», что выдал HBO. Что любопытно, в том и этом сериале используются те же серо-синие оттенки, как нарочно. Но «Нулевой пациент» по некоторым позициям «Чернобылю» проигрывает. Нашему «пациенту» (вот в точку попал) не хватает документальности и завала деталей, медицинских терминов. К примеру, когда кадры сместились в Москву (ну понятно, столица, в которой во все времена всё есть как в Греции), и персонажи замельтешили на московских улицах, и особенно в ресторане, мне на миг показалось, будто они «прыгнули» в наше время. Тому поспособствовали и герои Евгения Стычкина, играющего журналиста-охотника за сенсациями (в нашем времени журналиста-таблоида) и Никиты Ефремова в качестве мажора-инфекциониста, бывшего воина-интернационалиста из Афганистана. Насчёт «солдата и врача-мажора» смесь очень сомнительная, ну да ладно – герой же Ефремова что-то там объяснил, намотал сопли относительно своей военной службы. Поверим! И барышня, которая с ними и за них, весьма современно выглядела, прямо с глянцевого журнальчика «Glamour».

Необходимо всё связать в один узел – тот далёкий и непростой 1988 год. Размазать красками и чернилами, как можно жирнее, понятнее. По телевизору верещал «Прожектор перестройки», кинематограф во всю снимал тогда чернуху «Меня зовут Арлекино» и «Маленькая Вера», а через год падёт берлинская стена, благодаря (предательским или не предательским) стараниям первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва (избран президентом в 1990 году). И по стране во всю разгуливала гласность.

Теперь хочу перейти к самому вкусному – к историческому диссонансу, который явно присутствует в кинокартине. Его «неопытному глазу» трудно заметить, но он есть. Сама тема СПИДа как-то туманно муссируется. На 1988 год о СПИДе в СССР кое-что уже знали, который впервые описал Центр по контролю и профилактике заболеваний США ещё в 1981 году. Передача «Взгляд» не раз показывала свои репортажи о ВИЧ в СССР. В то время и чуть раньше проводились специальные телемосты с американцами, где обсуждалась эта страшная общемировая проблема. И мы, обычные зрители, смотрели этот телепроект в вечернее время с преогромным интересом и беспокойством. Уже тогда звучали по телевизору способы заражения: якобы половым путём, через многоразовое использование шприцов, и вообще через кровь. А в фильме подаётся СПИД так, будто в СССР никто не верил в его существование, он якобы существует только там… в загнивающем капитализме. И заразиться им у нас невозможно – мы же правильные.

Убил напрочь эпизод, где журналист Игорь Карахан (Стычкин) стоит и читает с уличного газетного стенда свою опубликованную статью о СПИДе, которую он написал. Любуется своим «подвигом». Тут подбегают кгбэшные орлы и срывают газету, и конфисковывают весь тираж рядом в стоящем киоске. А Стычкину, вздумавшему возмущаться произволом «пиджачников», выламывают руки и увозят с собой. В то время КГБ еще было КГБ, но они вроде не зверствовали. И руководство страны печальный эпизод в Элисте (в сериале) старались замять, скрыть от населения. Но выходит опять резонанс. В реальности в 1988 году вышел репортаж о эпидемии в Элисте в программе «Время». То есть граждане узнали о гуляющем вирусе в Элисте не благодаря «сарафанному радио», а через официальные государственные источники. В сериале же нам демонстрирует как советские чиновники-злыдни плевать хотели на ситуацию в Калмыцкой АССР. Нельзя поднимать панику и всё! Горбачёв в фильме получился дауном. Чазов, министр здравоохранения – тряпкой. И про одноразовые шприцы словно никто не знал и знать не хотел. Типа СПИД от этих… и точка. И дети не могли заразиться.

В реальности, когда Евгений Иванович Чазов узнал о массовом заражении детей, он моментально издал указ о создании по всей стране Центров по борьбе со СПИДом. Ранее, в феврале 1988 года вышел приказ Минздрава СССР № 91 «Об обязательном обследовании донорской крови на ВИЧ». Но куда раньше, 4 сентября 1987 года, опять «тряпка» Чазов издал Приказ Минздрава СССР № 1002 «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД», по которому освидетельствованию подлежат доноры, иностранцы, командировочные, группы риска. За отказ – уголовное наказание.

И крохотный момент, а может и не крохотный. В фильме в последних сериях афишируется версия, будто заражение случилось через иммуноглобулин, который кололи роженицам (в сериале и маленьким детям). Как витаминчик. Хотя есть утверждение – через этот препарат невозможно заразиться ВИЧ, так как его обрабатывали трое суток в спирте. Без спирта вообще не получился бы иммуноглобулин. Одним словом, сумятица! Для меня лично сериал не открыл правды, даже полуправды. Прогнали просто по теме – это антагонист, а это протагонист. И виноваты верха. Получилась типичная ходовая и антисоветская классика! 

Но за что стоит похвалить сериал, это за социальную составляющую, находящуюся на высокой планке. Действительно было страшно смотреть, как жители Элисты, узнав о СПИДе в больнице… тут такое началось. Как поднялась и вздыбилась вся эта дремучесть сознания, как принялись шпынять «спидосников». Жуть, и других слов не подобрать! И в наши дни никуда эти страхи не исчезли, как и некое средневековье в умах. Всех детей из Элисты того периода, которые уже давно выросли (выжили), до сих пор боятся, как чумных. Многие из них (те некогда обычные дети) сменили свои фамилии, уехали куда подальше… Их не найдёшь в социальных сетях. Они наложили на уста печать молчания. И судьбы их навсегда сломлены. Здесь сериал сильно бьёт по голове зрителю.

И скучная до боли детективная часть сериала. Искали упорно нулевого пациента. Нет, как раз не особо старательно искали. Тут и там постоянно крутился кгбшник Пётр Шипов (Павел Майков»), и афганец-инфекционист Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов). Врач Аюшев. В компашку вошёл и Стычкин (Зачем?). И та барышня, бросившая Москву ради… (Зачем? Почему?). Сами поиски проходили так себе – походя. Кажется, нашли. Но нет, ошибочка вышла. Потом? Не помню! Спустя месяц, после просмотра данного сериала, я уже не помню – кто на самом деле нулевой? Если бы вспомнил – не сказал. Спойлер, понимаете ли! Порой мерещится, а был ли нулевой пациент в кинокартине? Существует ли сам сериал, взобравшийся в «ТОР 250» КиноПоиска. О нём мало кто слышал. О «Нулевом пациенте» не судачили на каждом углу, как о «Чернобыле» 2019 года. Так ли он великолепен, похожий больше на шаблон, конвейерный продукт в сереньких синих тонах? Но об этом пусть сам судит зритель – ему смотреть. Но я вряд ли захочу когда-нибудь пересмотреть «Нулевого пациента». Одного раза хватило.

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: