Все новости
КИНОМАН
27 Декабря 2020, 15:27

Остров покаяния

Работа известного российского кинорежиссера Павла Лунгина, фильм «Остров», еще до своей всероссийской премьеры стала сенсацией на международном кинематографическом «небосклоне».

Эта лента открывала «Кинотавр» и завершила Венецианский кинофестиваль, затем стала победителем кинофестиваля «Московская премьера – 2006» и выдвинута на все номинации национальной премии в области кинематографии «Золотой орел». И то, что сам Патриарх Алексий II благословил премьеру фильма, сделало его знаковым событием в культурной жизни. К этому следует добавить многочисленные щиты и растяжки с рекламой фильма во многих городах России.
Честь представления фильма в Уфе была по праву отдана кинотеатру «Родина». И этим «Родина» вновь преподнесла зрителям еще один желанный подарок. Надо отметить, что с организацией премьеры фильма сотрудники кинотеатра справились блестяще, несмотря на то что зал буквально ломился от зрителей. А в качестве пролога киновечера его ведущий Владимир Жерехов представил фрагменты киноленты известного итальянского режиссера Пазолини «Евангелие от Матфея» с удивительной концовкой, когда снятие Иисуса с креста происходит в сопровождении мелодии русской народной песни «Ах ты, степь широкая».
После краткой аннотации ведущего был показан и сам «Остров», по окончании которого состоялось обсуждение фильма – в диспуте, кроме зрителей, студентов и журналистов, приняли участие и священнослужители.
Думается, этот необычный фильм нашёл своего зрителя в Уфе и республике. Однако картина требует от зрителя духовного и нравственного осмысления и напряжения, заставляет его не только думать, но и «пропускать через себя» увиденное. Сама тема – жизнь человека в вере с ее извечными вопросами человеческой совестливости и покаяния за прошлые грехи – достаточно редкая в сегодняшнем кино. «Остров» Павла Лунгина демонстрирует новый подход к этой теме. У каждого своя вера, свой Бог и своя жизнь, но и нравственные критерии также у всех разные; у каждого своя планка высоты духовности, искренности и нравственности.
Все это ярко переплетается в образе жизни и в столкновениях главных героев фильма – отшельников монастыря на Соловецких островах, с блеском сыгранных Петром Мамоновым, Виктором Сухоруковым и Дмитрием Дюжевым. Остаются в памяти и другие характерные персонажи – Нины Усатовой, Ирины Лютовой, Юрия Кузнецова. На этих странных островах, куда люди едут за чудом, на исповедь к полуюродивому и неопрятному монаху отцу Анатолию, происходит их исцеление и очищение. Но самого монаха, принимающего на себя всю боль, грехи и страдания других людей и творящего чудо исцеления, не отпускает собственная больная совесть. Успокоение и смирение его больной души приходят к нему только в конце жизни, после встречи с человеком из его прошлого, когда наступает его момент истины, и он смиренно предстает перед Богом. А сама смерть становится его естественным избавлением от тяжкого греха. И в этом трагизме, как ни странно, и заключается жизнеутверждающий финал фильма: «В этом мире ничто не проходит бесследно»...
А. Крюков