Все новости
КИНОМАН
29 Октября 2020, 16:09

Любимое кино: «Расплата» (1999 г.)

Плохие парни потеснили хороших. Куда попрятались славные рыцари, совершающие благородные поступки? Их место заняли бывшие антагонисты, ставшие в силу обстоятельств протагонистами, борющиеся с антагонистами куда более мерзкого порядка, нежели чем они сами. Крепкий нео-нуар «Расплата» с Мэлом Гибсоном в главной роли – фильм из этого порядка персонажей, чьи действия и поведение могут отвращать, но люди этого нуара живут в грубом мужском мире, если судить по словам из песни Джеймса Брауна “It’s a men world”. Хищному миру хищные повадки.

Сюжет повествует о некоем Портере – крутом парне, который на пару с приятелем и своей женой обворовывают банду китайцев на сумму 140 тысяч долларов, и при попытке поделить деньги пополам (доля Портера равна 80 тыс. долларов) Портеру стреляют в спину и оставляют умирать. Только Портер не умер и, каким-то чудом доковыляв до подпольного доктора, зализывает свои раны и возвращается в мир спустя пять месяцев с желанием отомстить и вернуть свои деньги. Правда, все, почему-то, желают вернуть ему больше, нежели чем его доля в 80 тысяч.
"Старые привычки неодолимы.
Если не осилишь их — они осилят тебя."
Как и подобает судьбе «плохого парня», сам фильм не обошелся без скандалов. Для оскароносного сценариста Брайана Хелгеленда это был полнометражный режиссерский дебют, и от показа отснятого материала в студии, продюсеры и руководители пришли в ужас от мрачняка и избиения женщин, что привело к тому, что Хелгеленда уволили, а фильм впоследствии пересняли, каким его и увидели зрители в 1999 году: с эстетикой нуара, закадровым голосом героя, черным юмором, тусклой синеватой картинкой, но все же с именем Хелгеленда в титрах. Спустя какое-то время вышла режиссерская версия, именно такая, какой и задумывал ее Хелгеленд, напрочь лишившаяся очарования нуара. По сути, зритель имел две версии «Расплаты» и это два разных по стилистике фильма, поставленного по роману Ричарда Старка «Охотник». Мне ближе именно первая версия – ведь именно за эстетику нео-нуара этот фильм любим мною.
Конечно, фильм так и остался грубым боевиком, даже после пересъемок: в кинокартине практически нет ни одного положительного персонажа. А, собственно, что вы хотели от нуара, где герои копошатся и разбираются с собой и другими нехорошими личностями в темном и непроглядном мире, попутно отпуская остроумные комментарии? В центр встает неубиваемый и хитрый герой Портера, который уже с самого начала ведет себя крайне по-хамски, намекая на то, что не желает больше быть хорошим парнем (как будто он им когда-то был). В своей погоне за своей долей и жаждой мести, он преодолевает такое огромное количество опасностей, но с него «все как с гуся вода» – Портера не берет ничего, даже полиция и влияние высокопоставленных в криминальном мире людей (в конце концов, денег он будет требовать непосредственно с них). Непрошибаемость Портера в духе затертых до дыр боевиков 80-х, где проступает лик героев Уиллиса или Шварценеггера, и которая уже в наше время потихоньку уходит в прошлое. Потому своей старорежимностью фильм греет душу, как отстрелявший свой боезапас револьвер во внутреннем кармане кожаной куртки.
"Папа не дарил мне Ferrari.
Первую, я угнал сам."
В период моей личной юношеской увлеченности нуаром «Расплата» была знаковым фильмом в этом жанре, наряду с экранизацией «Города грехов», но сама малочисленность подобных фильмов не способствовала хорошей конкуренции, а уж тем более в начале 2000-х – и вовсе пошел интерес к нео-нуару. К фигуре Мэла Гибсона был интерес и у фанатов игры «Max Payne», которые пророчили ему роль в экранизации, правда, если бы Мэл был чуточку моложе (впоследствии роль Пэйна исполнил Марк Уолберг). Интересный был этот период, когда нуар снова стал интересен и приобрел современные черты.
«Расплата» – крепкое мужское кино для умасливания своей уставшей души, для приятного времяпрепровождения вечером у экрана. Это такая жесткая гетеросексуальная сказка о герое современного темного мегаполиса, ведомого местью и принципами. Современные рыцари стали «добром» с кулаками, которое предпочитает бороться со злом из эгоизма, а женщин спасает из неожиданности: например, забыв дома сигареты, а вернувшись застать эту самую женщину на мушке у какого-нибудь подонка (тут уж – разгуляй, душа, а как все удачно сложилось, когда добыча сама лезет в руки!). Чтобы прикоснуться к жанру нео-нуара, если вы его до этого не видели, «Расплата» Брайана Хелгеленда в театральной версии 1999 года – хороший пример для познания, ведь почти все, что нужно для крутого нуара, здесь присутствует.
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: