Все новости
КИНОМАН
4 Августа 2020, 15:58

Любимое кино (анимация): «Барток великолепный»

Дон Блут – настоящий мэтр классической рисованной анимации, с его именем навечно связаны такие шедевры, как «Все псы попадают в рай», «Земля до начала времён», «Американская история», ну и, конечно, так любимая многими «Анастасия» – история о чудом спасшейся, но потерянной маленькой царевне из рода Романовых.

Стиль этого художника-аниматора элегантен, уютен и очарователен, стоит хоть взять любой кадр из его работ: тепло источает каждая линия, каждый стишок, которые не оставят равнодушным, потому что созданы от души – это высший пилотаж. Мультфильмы Блута стали настоящей классикой двухмерной анимации – именно поэтому нужно поговорить о ещё одной вещи Дона, о которой некоторые забыли, а кое-кто в тихую ненавидит.
Знаменитая «Анастасия», как мы уже говорили, – это достаточно удачная попытка работы с историей России и, что важнее для нас, с мифологией нашей страны, которая мало того что не убывает в своём объёме, так и пополняется от случая к случаю: так, например, произошло и с революцией, которая за столь относительно краткий срок обросла порядочной гущей мистических историй, которые закономерно связаны с последним поколением царей Романовых и Распутиным – самым загадочным персонажем того времени. Мультфильм «Анастасия» посвящён полностью слуху о том, что последняя русская царевна могла благополучно выжить и, более того, уехать из страны во Францию к своей бабушке, избежав страшных козней чернокнижника. Но сейчас опустим подробности: для нас интерес представляет подручный Распутина – забавная летучая мышь-альбинос по имени Барток.
Как раз вот тут мы переходим за черту ненависти к мультику. Каждый должен указать на «клюкву» картины: мол, медведи в России, стереотипная американщина и тому подобное. Попрошу заметить, что те люди, которые способны так осудить мультфильм, до невозможности поверхностны, поскольку медведь заезжий, а единственный «закос» «Бартока» в сторону «злого русского» – это появление казаков в качестве «силовиков». Да даже классических Кощеев с Горынычами не завезли – авторы даже и не думали о них. А то, что Баба-Яга есть – ну уж, извините, нельзя сделать продукт на мировой рынок с основой на славянском фольклоре без её присутствия. Банально, лесная ведьма – самый узнаваемый персонаж, участник множества наших сказаний.
Дабы спасти царевича из рук Яги, Барток выполняет три сложнейших задания старухи на смекалку, смелость и доброту. И опять никаких Горынычей. Даже для слепого очевиден путь, который проходит летучая мышка от трусости к подледным героизму и самопожертвованию. С каждым испытанием Барток открывает в себе, что далеко не внешние данные делают человека героем: даже если ты мал ростом, всегда можно компенсировать недостаток силы своим умом.
Что касается содержания мультфильма, то тут всё на своём месте: история целостная, с понятным посылом, юмор и песни не назойливы и просты. Но что с визуальной стороной (всё-таки мультик смотрим!)? Заметна тенденция, популярная для того времени, внедрения в рисованный проект 3D-моделей – пока только частями, где это уместно. Страшный колдовской лес выглядит пугающе, говоря нам, что вот оно – логово страшной ведьмы, а что касается избушки на курьих ножках – то здесь это выглядит просто шикарно. Да, местами пейзажи выглядят сюрреалистично, но никто не описывал сказочные колдовские пейзажи как нечто конкретное, так что креативной свободы в данном плане было предостаточно и результат заметен.
Так что такое «Барток Великолепный»? Это история о становлении героя, или поучительная притча для ребёнка, или может просто сказка о богатыре и пропавшем царевиче, а может мюзикл? Думаю, что всё вместе, но отнюдь не всё это делает мультфильм особенным, а то очарование, которым он пропитан вопреки всему тому, что говорят об этой замечательной картине. Была ли это попытка открыть для всего мира прекрасный и загадочный мир русской сказки? Без сомнений, да: работа с первоисточником видна невооружённым глазом и оттого должна вызывать любовь тех, кто вырос на «жили-были».
Владислав БУРУХИН