Для большинства зрителей художественная ценность и достоверность таких фильмов имеют большее значение, чем выверенность исторических реалий. Что касается знатоков истории, то многие из них увлеченно ищут несоответствия с аутентичной исторической реальностью, а некоторые вообще не могут смотреть такие фильмы из-за нагромождения этих самых несоответствий. Конечно, большинство так называемых исторических фильмов совершенно не годятся для просвещения. Именно поэтому следует отбирать те немногие из них, которые имеют просветительскую ценность. Для начала все произведения художественного кинематографа, так или иначе отражающие историю, имеет смысл классифицировать. Можно классифицировать по традиционным жанрам (исторический боевик, историческая мелодрама, биографическая драма, исторический детектив, приключения и т.д.). Можно вычленить экранизации литературной классики. Можно классифицировать по историческим эпохам, отражаемым в фильме.
Интересно определить границу, отделяющую прошлое, которое воспринимается нами как история, от того недалекого прошлого, которое в какой-то степени является частью современности. Однако, как таковой границы не обнаруживается. О Второй мировой войне сняты тысячи художественных фильмов, но они пока не воспринимаются, как исторические, военная тематика в кинематографе – это отдельный жанр. С момента гибели «Титаника» прошло более ста лет, но знаменитый фильм Джеймса Камерона, как и два десятка других фильмов об этом событии проходят по жанрам «мелодрама» или «фильм-катастрофа». Не воспринимаются как исторические и американские фильмы-вестерны, это также отдельный жанр. Действие в вестернах происходит в последней трети XIX века. Экранизации литературной классики XIX века только с очень большим трудом могут восприниматься как исторические фильмы. С другой стороны, в советском кинематографе был создан особый жанр – историко-революционный фильм. Семидесятилетний юбилей революции пришелся на 1987 год. Получается, что большинство фильмов этого жанра были сделаны в то время, когда не прошло и семидесяти лет с отображаемых в них исторических событий. А вот наполеоновские войны – это уже достаточно далекая история, поэтому фильмы об этих войнах более определенно относят к жанру исторических. Кстати, в этом году исполнилось два века битве при Ватерлоо.
Можно, правда, вспомнить об экранизациях «Войны и мира» и подумать о том, следует ли их относить к жанру исторического кино или воспринимать, как экранизации литературной классики. Еще можно вспомнить добрую сотню фильмов о мушкетерах, отсылающих к романам Александра Дюма (не все из них являются экранизациями в строгом смысле слова). Реальность, показанная в этих фильмах, отличается от аутентичной реальности Франции семнадцатого века слишком сильно, чтобы отнести фильмы к историческому жанру. Или возьмем советский фильм 1982 года «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». В СССР на закате брежневской эпохи экранизировали роман, написанный Вальтером Скоттом в начале XIX века, действие в котором происходит в Англии в конце XII века. Лично я смотрю этот фильм с удовольствием, но только как «клип» к замечательной песне Высоцкого «Баллада о книжных детях», совершенно абстрагируясь и от Англии XII века, и от «прекрасной» леди Равенны в исполнении Тамары Акуловой. В общем, это сказка с заведомо неправдоподобным сюжетом, которая лишь формально отсылает к исторической реальности Англии XII века. Как ни странно, трилогия о гардемаринах отражает историю куда лучше, хотя ее относят к фильмам приключенческого жанра, если точнее – к фильмам «плаща и шпаги» (выделяют и такой жанр). Сказка сказкой, а историю неплохо бы показывать как можно достовернее.
Можно обнаружить, что разные события и разные эпохи в истории разных стран отражены в художественном кинематографе далеко не в равной мере. В значительной степени кинематограф отражает европоцентризм исторической науки. В Голливуде было сделано немало фильмов о Древнем Риме, по-видимому величие Рима двухтысячелетней давности сильно притягивает американцев. Неплохо отражено и открытие Америки Колумбом. Лучшее киновоплощение этого события – мини-сериал «Христофор Колумб» 1985 года с Габриэлем Бирном в главной роли.
Отдельная тема – киновоплощения правителей. В советское время для актера было большой честью сыграть в художественном фильме Ленина, пусть даже в коротком эпизоде. Всего за девяносто лет было снято примерно 120 фильмов, где тот или иной актер играет «вождя мирового пролетариата». Что касается Сталина, то его образ также фигурирует в сотне с лишнем художественных фильмах. Любопытный нюанс: все фильмы с Лениным были сняты после его смерти, а вот 22 фильма со Сталиным появились при жизни самого Сталина. В этом смысле Сталин побивает мировой рекорд, такой чести не удостаивался ни один человек в истории. Наполеон Бонапарт фигурирует примерно в двухстах фильмах, но при жизни самого Наполеона никто не мог и предвидеть появление кинематографа. Еще повезло Людовику XIII с Ришелье по уже упомянутым экранизациям «Трех мушкетеров». При желании можно вспомнить валашского господаря Влада Цепеша, в Румынии при Чаушеску о нем был снят фильм, где этот садистский правитель с латентной гомосексуальностью предстает мудрым и прогрессивным деятелем, примерно как в наших фильмах Петр Великий. При этом существует более ста фильмов, где фигурирует Дракула, прототипом которого является этот самый господарь Влад. В отечественном кинематографе довольно много воплощений Николая II, Екатерины II, Ивана Грозного. Странно, что при этом обошли внимание Ивана III, правление которого была очень значимой вехой в российской истории. Маловато и воплощений Александра II, самым известным является мини-сериал «Роман императора», где на переднем плане показана не государственная деятельность царя-реформатора, а его любовные отношения.
Из актеров, сыгравших реальных персонажей мировой истории, можно упомянуть знаменитого Жерара Депардье. Магистр ордена тамплиеров Жак де Молэ, Христофор Колумб, Мартин Герр, Ватель, Дантон, Фуше, Видок, Бальзак, Распутин – это еще неполный список героев французского актера.
Некоторые исторические фильмы снимают к годовщине какого-то события. Например, к 150-летию восстания декабристов был снят фильм «Звезда пленительного счастья», в котором звучит сентиментальная песня Булата Окуджавы. Довольно неплохой фильм, хотя некоторые его считают советской агиткой. К столетию русско-турецкой войны 1877-1878 годов вышел фильм «Юлия Вревская», ныне практически забытый. В 1989 году вышел четырехсерийный исторический фильм совместного производства нескольких европейских государств, посвященный 200-летию Великой французской революции. Он так и называется – «Французская революция». В том же 1989 году в Югославии сняли фильм «Битва на Косовом поле» - к 600-летию данного события.
Историческая мелодрама «Анна и король» с Джуди Фостер и Чоу-Юн-Фатом в главных ролях в целом можно оценить положительно, учитывая реальность персонажей и событий. Наверное, многим женщинам, просмотревшим эту картину, совершенно неважно, была ли на самом деле госпожа Леоновенс. А вот в Таиланде этот фильм до сих пор запрещен, как оскорбляющий честь королевской династии, притом, что действие в фильме происходит полтора века назад. За хранение кассеты или диска с фильмом «Анна и король» в Таиланде можно загреметь на год в тюрьму.
К художественным произведениям не следует предъявлять такие же требования, как к учебникам истории. Это понятно. Однако многие люди воспринимают всерьез вымышленные или искаженные реалии. Некоторые художественные фильмы вызывают шквал возмущения у образованной зрительской аудитории. Это тоже можно понять. В общем – если кинематографисты обращаются к истории, то это говорит о том, что художественная интерпретация прошлого является востребованным.