Все новости
КИНОМАН
17 Июля 2020, 20:38

Любимое кино: «Охотник на оленей» (1978 г.)

Американцы в середине 70-х начали как-то рефлексировать на тему Вьетнамской войны, как на самое бессмысленное действие, загубившее множество жизней. Одни кинематографисты смачно выписывали полотна ужасов войны, где уже на глазах происходят трансформации героев, другие – сосредотачивались исключительно на жизни и персонажах. Из второй категории: «Охотник на оленей» Майкла Чимино – эпическая трехчасовая сага о простых людях, прошедших жернова войны и пытающихся теперь с этим как-то жить.

Из всего штата режиссеров и партнеров по тематике, Майклу Чимино повезло меньше всех. «Охотник на оленей» остался самой знаковой его работой, успех которой он так и не смог повторить: фильм отхватил целую кучу Оскаров, что отчасти спасло положение в плане сборов, но данная ситуация не повторилась в последующем: при большом энтузиазме и невозможности что-то урезать в картинах, его фильмы терпели большие убытки в студиях. Но не будь всего того, что Чимино желает видеть в своем фильме, это бы и не стало столь грандиозным явлением в плане передачи жизни как таковой. А сборы не отменяют факта хорошего постановщика и такого же фильма.
Формально фильм можно поделить на три акта: до, во время и после войны; или: жизнь – война – возвращение, что может отсылать к настоящей эпической литературе или к работам Копполы или Бертолуччи – в то время был размах на большие истории и личностей, проходящих целую жизнь на экране. Каждая сцена, будь то свадьба или охота, выписана до мельчайших деталей, через которые проносится настоящая жизнь, и длятся эти сцены довольно долго – ровно столько, сколько необходимо, и это далеко не скучные вещи. Можно с некой горечью оглядываться на нынешнюю ситуацию, где клиповость и стремительное развитие событий почти лишило кинематограф определенного очарования этих сцен, что даже недавний «Ирландец» Скорсезе не сумел передать тот дух эпика, который был ранее.
Война здесь, как событие, меняющее жизнь на «до» и «после», где «после» как раз показатель побочных эффектов войны: от посттравматического синдрома и телесных повреждений до фактического сращивания личности с войной и полной потери оной в этом пространстве. Последняя ситуация про Ника, из войны не вернувшегося, а оставшегося там и продолжающего жить в безумии, нажимающего на крючок револьвера раз за разом, направляя ствол на свою голову. Домой возвращается Майкл, ничего не зная о судьбе товарищей. Товарищей он, в каком-то смысле, найдет – в разных вариациях, но Майкл изменился, пройдя через то, чего человек в мирной жизни не возжелал бы пройти никаким способом. Не зря в названии фильма выводится фигура Майкла – охотника на оленей, который больше не может стрелять и убивать.
Майклу Чимино и всему актерскому составу удалось показать человека на войне/после войны именно человеком, со всеми его страхами, слабостями и надеждами, а не только лишь суперменами, совершающими подвиги за подвигами. В этом смысле песня, которую напевают в конце герои фильма – “God bless America” – отдает немного звуками пощечин стране, допустившей такое, но тонет в нотах печали за ушедших и хрупкий мир, где живы и здоровы все.
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: