Комиксы всегда были довольно спорным объектом: местами сложный сюжет, дающий полную свободу фантазии автора, да ещё и с ориентацией на детей. Боевые сцены, фантастические локации, да и сами способности героев требовали титанической работы технической базы. Как сделать из этого винегрета «пулялок», бреда и занимательных историй хорошее кино? Как не потеряться в погоне за аутентичностью с первоисточником и создать достойную ленту, которая к тому же окупится?
Первые жалкие попытки адаптировать комикс начались ещё в семидесятые годы: можете себе представить всю нелепость героев в цветастых лосинах в ретро-лентах. Скажем честно, вспоминать о «Докторе Стрендже» 78-го года и «Фантастической четвёрке» 94-го просто больно – настолько это походит на клоунаду. Нет, конечно, никто не говорит, что супергероика – это эталон серьёзности, но уже спустя каких-то два десятилетия можно подметить, как сильно изменилось отношение к подобным фильмам.
Это сейчас при слове «супергерой» вы вспомните культовые сцены из «Мстителей», но в девяностые и нулевые всё было совсем иначе. Лицом всей индустрии был отнюдь не Капитан Америка в исполнении Криса Эванса. Сегодня в это сложно поверить, но именно тогда на передовой фронта кинопроката бушевали «Люди Икс» и культовый «Блейд», а «кинокомикс» перестал быть детской забавой: теперь это брутальное кино.
Перед новыми фильмами по Marvel стояла практически невыполнимая задача – совершить ребрендинг, заставить идти в кинотеатры не только школьников, но и их родителей, которым было, откровенно говоря, до лампочки, что какие-то чудики пытаются спасти мир в вымышленной реальности. Создатели фильма поступили очень грамотно: они выудили самые интересные грани из цветных картинок и сделали их более объёмными. Такими стали проблемы расизма и гонений из комикса «Люди Икс»: помимо того, что фильм поражал своей изобретательностью и красочностью, он ещё и рассказывал интересную историю со сложным социальным подтекстом. «Блейд» пошёл ещё дальше – кино не делало упор на первоисточник, что подарило ему возможность попробовать себя в новом жанре, например, в хорроре и триллере, чего на тот момент не хватало на кинорынке. Это сегодня эксперименты с жанром в порядке вещей для студии Marvel, но тогда это было сделано не ради забавы.
Все ждали ремейки «Блейда» и мутантов: новая история, больше героев, больше экшена. Но неожиданно на горизонте появился персонаж, которому будет посвящена целая трилогия, определившая вектор киносупергероики на десятилетие. «Человек-паук» Сэма Рэйми был лёгким, но глубокомысленным фильмом – это был высший пилотаж. Предыдущие фильмы по комиксам пытались показать свою способность быть серьезными и поднимать важные вопросы, но местами забывали о развлечении, ради которого люди приходили в кино: ведь и сегодня те же первые мутанты выглядят довольно скучновато. «Паук» с Тоби Магуайром в главной роли – это становление того самого героя, которого видели на страницах уже много лет. Почему вдруг понадобился подстрочник оригинала? Что такое «Человек-паук» – это акробатика, пируэты, история о «большой ответственности вместе с большой силой» – приятное с полезным, так сказать, и при этом ничего лишнего. Питер Паркер – это тот герой, с которым было легко себя ассоциировать (а не какой-то вампир Блейд), герой, каким хочет стать каждый. Фильм был несерьёзным, но только там, где следовало, и это стоило потраченных сил на продолжение.
Десятилетие ознаменовалось новым светом триады трилогий по комиксам – «Паук», «Блейд», «Люди Икс». Несмотря на то, что почти все завершающие фильмы не совсем удались, начало было положено, и индустрия освоила формулу построения адаптации: аудитория была прикормлена громким успехом, что породило кучу фанатов, а так же сделало Хью Джекмена и Тоби Магуайра лицом вселенной Marvel.
Спустя какое-то время «коллекция» кинокомиксов пополнилась «Призрачным гонщиком» с Николасом Кейджем и «Фантастической четвёркой» с целым созвездием отличных актёров: во франшизе появлялись всё новые и новые лица. Фильмы так же пытались оставаться «на серьёзных щах», но всё больше осознавали себя именно «супергероикой»: они не стеснялись демонстрировать нам сверхспособности своих персонажей и, чёрт, как же это было круто.
Так начался успех Marvel, который потом окрасит в свои цвета целую эпоху индустрии комиксов. И вот однажды кто-то умный сказал: «Хэй, ребята, давайте делать одну вселенную» – и понеслась! Пусть сегодня всем порядком поднадоела предсказуемость и динамика выходов фильмов про сверхлюдей, но для многих, например, таких, как я, кинокомикс стал «вкусом детства». Не эпические «Мстители», но ламповые и скучные «Люди Икс».