Все новости
КИНОМАН
18 Июня 2020, 19:00

Любимое кино: «Звонок» (2002 г.)

«Звонок» Гора Вербински породил целую поп-культуру в начале 2000-х и массово распространил интерес к азиатскому хоррору, отчего ремейки японских картин про проклятия, девочек с длинными волосами и прочую нечисть – чье появление в американских реалиях выглядело несколько странно – стали генерироваться со скоростью стандартного голливудского конвейера. Но удачнее всего выглядел именно «Звонок», который и пугал, и обладал сильной атмосферой.

В момент выхода этого фильма, он считался чуть ли не самым страшным ужастиком. Помню, что меня 12-летнего даже со взрослым сопровождающим не пустили в кинотеатр, несмотря на то, что мне иногда удавалось прошмыгнуть на фильмы и с более высоким возрастным рейтингом, нежели чем мой реальный возраст. Посмотрев его потом уже на кассете (как это аутентично для этого фильма), я долго удивлялся, что же там такого страшного, ну, кроме финального момента. Но вот я значительно вырос и начинаю понимать, как работает этот фильм и чем таким он на самом деле пугает, и это далеко не потоки красной жидкости и резкие выпады в экран чего-то страшного.
Цветовая гамма фильма тоже работает на атмосферу: картинка утоплена в серо-синие тона, а в кадре часто мелькают мотивы воды и часто идет плотный дождь. Технологически оригинальный японский «Звонок» проигрывает американскому ремейку в плане того, что последний ближе к культуре зрителя. А в каких-то моментах он и вовсе показывает приверженность среднестатистического американца к постоянному просмотру ТВ, благодаря чему проклятие девочки Самары может распространиться максимально быстрым способом. Сочетание аутентичного и прогрессивно-технологического для нашего времени выглядит наиболее простой формой для различных обычаев и культуры народа, в том числе всего, что касается иного мира. Сейчас эту функцию берет на себя Всемирная паутина, делая основой своих страшных историй некие «смертоносные файлы» и прочие странности в поведении компьютера, намекающие на то, что в него вселился беспокойный дух. VHS-кассета перестала быть носителем информации и страха, как это было, например, в 80-х (вспомним хотя бы «Видеодром» Кроненберга).
Фильм атмосферный и увлекательный, благодаря сюжету, атмосфере и оформлению художника-постановщика, а также музыке Ханса Циммера (когда он еще не испортился), которая отчасти напоминает работы из фильмов Хичкока. Сколь глубоких смыслов в ленте искать, конечно, не стоит. В угоду последним веянием моды на «концептуальные» фильмы ужасов под авторством Ари Астера, Эггерса и тому подобных, «Звонок» еще не так концептуален, но резко отличается от других ужастиков филигранной картинкой и практически безупречной работой над атмосферой и кадрами. А потому «Звонок» до сих пор культовое кино, которое, если и не испугает сегодня, то явно сможет заставить поежиться от напряжения и чувства дискомфорта.
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: