Участникам СВО из Башкирии спишут просроченные кредиты
Все новости
КИНОМАН
16 Июня 2020, 19:28

Охота на ведьм и бабадуков: психология страха

Найти сегодня хороший фильм ужасов очень тяжело. Старую формулу скримеров, маньяков и демонов ещё никто не отменил, но уже давно пора. В одной из статей мы говорили о ленте «Ведьмак», которая не только отходит от канона пугалок, но и вводит новый элемент в «игру разума» зрителя – неясность происходящего, этакая двузначность сюжета, которая словно хамелеон меняет свой цвет в зависимости от ситуации, в данном случае от желания и мышления смотрящего.

Только поразмыслив в нужном ключе над свеженькой «новоанглийской байкой», станет понятно, что делает ужастик хорошим испытанием храбрости. Эту вещь можно назвать, с вашего позволения, «взаимосопротивлением»: это ситуация, в которой главный злодей хоррора и сама атмосфера фильма всеми силами угнетают чувство безопасности и защищенности зрителя в то время, как мозг последнего отказывается воспринимать угрозу, так как «это всего лишь кино». В процессе просмотра человек максимально расслаблен, так же, как и его критическое мышление: поэтому возникает «лазейка» для потаённых страхов, что даёт возможности киношному монстру напугать.
Если вдуматься в особенности, которые мы описали ранее, то можно представить себе идеальный фильм ужасов, который выдержит проверку временем и будет достаточно устрашающим даже через много лет. Этакое кино должно быть максимально приближено к реальной жизни – персонажи такой ленты должны ничем не отличаться от среднестатистических обывателей, так зрителю будет легче ассоциировать происходящее на экране с собой. Так же хоррор должен использовать психологический язык – знаки, которые ясны только самому главному герою. Можно будет трактовать сюжет, как нечто происходящее в головах персонажа и зрителя, а не вмешательством сверхъестественных сил.
Хорошенько порывшись в Интернете, мы нашли фильм максимально приближенный к этим параметрам: образчик, о котором пойдёт речь дальше, не идеален, но накинем ему пару плюсиков за старания.
Фильм «Бабадук» – недооценённая картина, однако даже при маленьком бюджете можно увидеть огромный потенциал ленты, вот только копать придётся глубже, чем обычно. Кино выставлено довольно грамотно с точки зрения атмосферы, учитывая тот факт, что полноценный скример здесь только один – всё остальное сделает воображение смотрящего.
Давайте разложим всё по полочкам. Амелия (Эсси Дэвис) в один день стала матерью и вдовой – по дороге в роддом машина, в которой ехали она и муж, попала в аварию. С тех пор прошли годы, сын Амелии Сэм (Ноа Уайзман) уже ходит в школу, но все вокруг считают его мальчиком с проблемами. Это неудивительно, ведь Робби одержим чудовищами и легко теряет контроль над собой. Однажды мальчик просит маму прочитать ему перед сном книжку о Бабадуке – чудовище, которое прячется в темных углах комнат и заставляет людей совершать ужасные поступки. С тех пор Робби теряет покой, а вместе с ним потихоньку слетает с катушек и Амелия – ей тоже начинает видеться Бабадук.
Итак, у нас есть мать-одиночка с проблемами по всем фронтам: мало того, что с личной жизнью голяк, так ещё и «необычный» сынок просто энергетический вампир – так сильно высасывает он энергию своими проделками и истериками из любимого родителя. В таких условиях любой бы съехал с катушек, но появляется Бабадук, и кажется, будто монстр управляет женщиной, заставляет её погружаться в пучину отчаяния.
Ещё одной интересной деталью является то, что монстр преследует исключительно Амелию, оставаясь для остальных людей лишь плодом фантазии бедной вдовы. Можно предположить, что девушка подсознательно передаёт ответственность за ужасные события собственной жизни на некий образ, тем самым облегчая своё положение одинокой матери.
Сценаристка и постановщица картины Дженнифер Кент использует фигуру Бабадука, чтобы обострить чувства до предела, сделать их гипертрофированными, но при этом оставить понятными и узнаваемыми. И это редкий случай, когда добиться такой внятности и прозрачности, при этом избежав назойливости и натянутости, удается, в общем-то, начинающему творцу (за плечами Кент только один эпизод сериала и короткометражка). Здесь есть все – и подавленная боль, и вынужденное раннее взросление, и терзающие попеременно обида и чувство вины, и все это необычайно органично вплетено в формулу мистического хоррора. Высший пилотаж в этом смысле – финальная сцена, которая в преломлении на «второе дно» читается красивым, исчерпывающим эпилогом любой истории о преодолении трагедии и начале новой жизни: чудовище побеждено, но не исчезло из жизни героев, а лишь стало органичным элементом их существования – у каждого свои «демоны». В этом есть и психологический подтекст.
Если же говорить о самом Бабадуке, то здесь картина очень любопытная: бабайка появляется ровно в тот момент, когда герой узнаёт о нём и потом никогда не покинет свою жертву. Ничего не напоминает? Выглядит, как внутренний психологический комплекс, скрытый до определённого момента.
Сам фильм выжимает всё, что можно, из жанра эксплуатационного хоррора, что подразумевает собой кадры, которые заставляют зрителя чувствовать себя максимально неуютно. Постоянный визг неуравновешенного ребёнка, драки, ссоры и одиночество и физическая боль главной героини – буквально всё здесь «давит на психику» смотрящего и это уникально. Чем больше в вас чувство отвращения, тем чаще появляется «виновник торжества».
Фильм «Бабадук» вряд ли можно назвать эталоном ужаса, но он явно совершил большой прорыв в своём жанре, что очень ценно, учитывая современные «шаблонные» страшилки, которые ежегодно выпускаются пачками. Кино не пытается напугать внешней стороной, ведь создатели осознавали тот факт, что страх зарождается в психологии человека, в его голове.
Владислав БУРУХИН
Читайте нас: