Все новости
КИНОМАН
14 Апреля 2020, 18:16

Зелёные крыши или, всё-таки, мезонины?

О сериале «Энн» Кажется, я уже говорил, что самоизоляция – это время отложенных сериалов. Я решил не терять времени зря и посмотрел "Энн" от любимого Нетфликса (давно руки чесались). Сериал снят по мотивам романа "Энн из зеленых крыш" канадской писательницы Люси Мод Монтгомери.

На данный момент в эфир вышло 3 сезона. Я уже знал перед началом просмотра, что снималось это дело в Канаде, частично на Острове принца Эдуарда, где и происходят события книги, так что ожидал прекрасных созерцательных кадров, красот девственной природы и глубокой истории. Я не прогадал.
Главным героем сериала, как несложно догадаться, является Энн, девочка-сирота, которая по ошибке попадает к пожилым брату и сестре. Изначально они хотели взять из приюта мальчика, чтобы он помогал на ферме по хозяйству, так как брат с сестрой уже немолоды. Мэттью и Марилла Катберты очень интересные персонажи. Старичок робкий, но добродушный, а женщина – строгая, властная. Они очень хорошо поначалу контрастировали между собой, но позже, когда в их обыденную жизнь ворвалась Энн, они меняются, раскрываются, учатся новому, открывают для себя ранее неизвестные чувства и эмоции. Особенно хороший акцент сделан на трансформации Мариллы: как из довольно сдержанной и консервативной она превращается в широкомыслящую, открытую всему новому и не боящуюся проявлять чувства женщину.
Сама Энн – воплощение романтики, открытости, невинности и увлеченности. Девочка очень любознательная, общительная. Она просто обожает читать, причем не только художественную литературу. Она не боится задавать неловкие вопросы, иногда бывает чересчур навязчивой, но, уверяю, кругозор девочки к концу первого сезона вас поразит. Из-за того, что ее детство было не самым сладким, ей порой приходится выслушивать гадости от глупых людей и одноклассников, и, пожалуй, это самая тяжёлая и одновременно жизненная часть сериала.
Весьма вероятно, что весь первый сезон был «пилотным» (чтобы показать зрителям, что есть ещё порох) и вполне успешно справился с задачей привлечь позитивный интерес, вызвать благожелательное отношение сентиментальных зрителей, получивших добротную и вполне аутентичную экранизацию романа Люси Мод Монтгомери. Роман детально иллюстрирует жизнеописание сиротствовавшей девочки, нашедшей приют в необычной доброй семье, с трудом налаживающей отношения с обитателями отдалённого посёлка, раскрывающей черты своего и свойства других характеров. Семье, также пребывающей в бытовой среде и декорациях конца девятнадцатого века, свойственных немалому числу подобных произведений: вся эта «костюмная старина» и личное обаяние, завоёвывающие симпатии сентиментальных зрителей, которым уготовано радикально изменённое продолжение событий.
Если первый сезон настраивал аудиторию на созерцательный лад, то во втором авторы отказываются от пассивной роли подстрочника старинного романа, активно и решительно актуализируя стародавнюю жизнь созданием нравственных и этических конфликтов, поляризацией образов; выходя за рамки обычного для того времени порядка; представляя уже вполне активное действие с широким набором жизненных позиций; расставляя явные акценты в семейных, расовых, классных, классовых и внеклассных столкновениях, из которых вырисовываются образцово-показательные уроки добра и добропорядочности, представляя ростки эмансипации, мировоззренческого роста и гуманизма, которые были немыслимы в прозе начала прошлого столетия. Но почему бы, действительно, не обсудить эти вопросы в произведении того времени, когда и зарождались эти проблемы?
Вспоминая феминизм, который проявляется в отказе от ношения корсета и юбки, нежелании рано вступать в брак, забросив учебу и в желании доказать мужчинам, что женщина вполне может находиться с ними на равных, мы видим конфликт «отцов и детей» без малого. Главная героиня Энн все это тщательно анализирует и высказывает свои мысли консервативной Марилле, которая, прожив всю жизнь без мужа и упрекаемая собственной подругой в этом, проникается этими идеями и поддерживает новую школьную учительницу, которая порицается в их обществе за слишком нетипичные методы преподавания. Таким образом, зритель видит проблематику не просто с позиции одного героя, но с позиции всего общества (детей, взрослых, общественных деятелей и простых горожан).
Что касается актёрской части серила, то тут буду краток. Как по мне, так трое главных актеров (Энн, Мэттью, Марилла) подобраны просто идеально. Все вполне убедительны.
Убедителен и антураж сериала. Признаюсь, я давно не видел многосерийных проектов, которые вообще не используют компьютерную графику и спецэффекты. Отсутствие последних с лихвой компенсируют обещанные пейзажи матушки-природы, в которых маленькая рыжая главная героиня смотрится как белочка в сосновом бору на картинах Шишкина – прекрасно, органично, эстетично.
Сериал вряд ли будет интересен любителям блокбастеров, какой-то динамики или экшена здесь почти нет. Но и сериал не про то. Эта вещь для домашнего уютного вечера, для созерцания и осмысления вопросов, на которые мы с высоты своего опыта не смотрим глазами ребёнка, взором незамыленным штампами.
Первый сезон хорош, как экранизация первоисточника. Но по причинам, изложенным ранее, поборники созерцательного чтива рискуют разочароваться в прикладном содержании второго сезона, лишь формально и внешне продолжающего развитие классического романа, разительно перелицованного для нового времени. Ведь здесь имеет место попадание в диссонанс с порядком и нравами давно прошедшего времени, где с большим сомнением можно представить ту убедительность и убеждённость, с которой отстаивается право на иной взгляд и другую сущность.
Второй сезон в своих аргументах, обращённых к настоящему, а не к прошлому, нарушает историчность произведения. Но не утрачивает своей внешней красоты, начинающей пропагандировать широту взглядов, активизируя жизненные позиции зрителей, которых провоцируют включиться в дискуссию о том, что в этом мире плохо и что хорошо.
Владислав БУРУХИН