Все новости
КИНОМАН
17 Марта 2020, 13:10

Дно снова пробито: о фильмах «Эбигейл» и «Девятая»

Что происходит с российской кинофантастикой? Со времён того самого «Ночного дозора» не вышло ни одного хорошего фильма. И вроде создатели из раза в раз проводят работу над ошибками, берут за образец «только хорошее», а получается всё равно какой-то несусветный бред. Удовлетворительный результат получается, только если к производству приложит руку какая-нибудь именитая компания, как Disney – по-другому, видимо, мы ещё не умеем.

А уж о том, чтобы дать чёткий и однозначный ответ «загнивающему Западу» вовсе речи ещё быть не может и «Защитники» – попытка российской супергероики – есть яркое тому доказательство. Подобные «пробы» не столько поднимают отечественное кино с колен, сколько выставляют его на посмешище. Смотреть на такие «эксперименты» с жанром больно.
Вот в 2019 году на экраны вышло два подряд подобных фильма. Конечно, я говорю про «Эбигейл» и «Девятая». На примере этих двух видно, как сильно лихорадит наше кино: вот здесь у нас чистое подражание, а здесь мы попытаемся сами, а вот тут мы сделаем уклон на современность – на финише получаем кашу без перца и соли. Кушайте, дорогие зрители.
Кажется, «Девятая» на бумаге выглядел здорово – наш ответ Гаю Ричи с его «Шерлоком» и безысходность Российской Империи перевоплощаются в остросюжетный детектив, где найдется место и этакому Фандорину на минималках, и русским поверьям, и даже особому стилю. Казалось, что «Девятая», у руля которой маячил аж Роднянский, исправит ошибки неоднозначного «Дуэлянта», т. е. уберёт монотонное повествование и добавит драйва с саспенсом. Даже загадочный трейлер давал надежду, что это будет достойное русское фэнтези и/или мистический детектив; уйдут в сторону военные и спортивные фильмы, дурацкие комедии, и даже «Тайна печати дракона»; это должен был быть хороший развлекательный проект – в меру интересный и в меру таинственный. Увы, здесь не просто «что-то пошло не так», здесь не так пошло абсолютно всё – «Девятая» оказался безжизненным клоном западных кинолент, где переложенный на русский лад «комиксный» нарратив единственная оригинальная задумка.
Актёры безжизненные и даже не стараются, сюжет с самого начала предсказуемый, но почему-то в нём как будто что-то есть: возможно, за столько откровенно дурацких фильмов так устаёшь, что простенькой «Девятой» хочется сделать поблажку, чего нельзя сказать про «Эбигейл».
Фильм просто не знает, что он хочет показать своему зрителю, а потому всё, что можно здесь увидеть, – это нескончаемое насилие над собственной логикой. Сценарий совершенно невнятен и не проработан. Зрителя не просвещают, как работает здешний мир: магия, устройства, прочие механизмы. С начала фильма нам пытаются сказать: вот мрачный мир антиутопии, где правительство охотится на аля-магов, а через пару минут начинается шпионский боевик с любовной линией, возникшей из воздуха. Кажется, сценаристы решили просто интегрировать часть затей из «Гарри Поттера», никак не обыгрывая их. Сюжетные повороты и вовсе будто писали на коленке, периодически вдыхая «лечебные травы». И я бы мог закрыть на всё это глаза, если бы из героини не сделали вновь девочку-изгоя, которая оказывается особенной. Меня уже тошнит от подобных сюжетных клише. Ощущение, что каждый отечественный кинодел считает долгом сделать протагониста «НЕ ТАКИМ, КАК ВСЕ».
Ещё с детства я помню, что подорожник надо прикладывать всегда к больному месту. Пожалуйста, приложите его к российской кинофантастике. Больше лично я на подобные фильмы в кинотеатр ни ногой.
Владислав БУРУХИН