«Мой путь, моя судьба...» Часть третья
Все новости
КИНОМАН
12 Марта 2020, 19:39

Любимое кино: «Бешеные псы» (1992 г.)

Выбрать любимый фильм у одного из моих любимых режиссеров Квентина Тарантино – задача одна из самых непростых. Я бы причислил к этому циклу все фильмы этого постановщика, но, покопавшись в своих ощущениях (не касаясь при этом последней знаковой работы «Однажды…в Голливуде», о которой я уже писал), я все же остановил свой выбор на его дебютной работе – «Бешеные псы».

Почти каждый год (сейчас все реже, но надо бы возобновить традицию) я устраиваю ретроспективу фильмов Тарантино, начиная с первого и заканчивая последним фильмом. Но ощущения от многократного просмотра именно дебютной работы всегда чем-то отличаются, перевешивая даже прославленное «Криминальное чтиво». В чем может быть секрет – я даже не осмелюсь сказать: может дело в простоте, или в великолепных диалогах, чувстве интриги или ностальгии по 60-м. Может, это совсем и не важно, но «Бешеные псы» стоят почти особняком, представляя собой ту отправную точку, с которой начинается путь Квентина Тарантино как режиссера, доказавшего уже в своей дебютной работе, что он далеко не лыком шит.
Как известно, Квентин Тарантино – самоучка, который не оканчивал никаких курсов режиссерского мастерства и все, что он понимает в режиссуре и сценариях, он знает непосредственно из фильмов, которые поглощал и продолжает поглощать в большом количестве. Поэтому путь к дебютным «Бешеным псам» был далеко не легким. Помимо ленты, которую Тарантино снял вместе со своими друзьями «День рождения моего лучшего друга», что наполовину сгорела при пожаре и осталась незаконченной, для съемок «Бешеных псов» нужны были деньги, которые Тарантино отчасти заработал от продажи двух своих сценариев – «Прирожденные убийцы» и «Настоящая любовь» (делал он это с неохотой, ведь фильмы хотел поставить сам). Другую недостающую сумму вложил сам Харви Кейтель, которому очень понравился сценарий, и он без колебаний согласился сняться в фильме никому тогда не известного режиссера.
"Даже если ты меня во сне подстрелишь,
проснись и извинись".
Бешеные псы
Впрочем, отсутствие большого бюджета далеко не недостаток этого фильма, который очень умело скроен. Это камерная история одного ограбления, которое пошло не по плану, хотя казалось почти идеальным. Когда встречаются несколько профессионалов, друг с другом не знакомых, пользующихся исключительно кличками в целях конспирации и имеющих отличный план – казалось, что может случиться непоправимого? Но это случается. И когда они потихоньку собираются в «безопасном месте», сомнений почти не остается – их кто-то сдал и этот «кто-то» из их числа. Но до того, как бешеные псы начнут главную разборку, они немного потреплются в кафе за чашкой кофе, обсуждая смысл песни Мадонны «Like a Virgin».
И вот тут Тарантино являет свой главный талант сценариста – это диалоги. Казалось, что может быть интересного в том, что несколько зрелых мужчин разговаривают о песне или о том, как называют чизбургер в Амстердаме и насколько пристоен массаж ног, но это настолько увлекательно и забавно, что оторваться невозможно. Даже рождается неофициальный термин – «тарантиновские диалоги». Создавать уникальное разговорное кружево Тарантино умеет – по сути, это не сильно влияет на сюжет, но позволяет глубже раскрыть характеры и даже создавать целые ситуации, на примере того, что герой Стива Бушеми «Мистер Розовый» принципиально не дает чаевых официантам. Если и говорить прямо, в фильме не так много экшена, зато много разговоров, что для камерной истории со скромным бюджетом подходит как нельзя лучше.
«— Эй, а почему это я Мистер Розовый?
— Да, потому что ты голубой, понятно?»
Бешеные псы
Вслед за диалогами возникает еще один узнаваемый сейчас почерк Тарантино – это стиль. Герои модно и одинаково одеты в официальные строгие костюмы с тонким черным галстуком – идеи для данного облачения были взяты прямиком из гонконгского боевика, который был одним из источников вдохновения для Тарантино. Многократное цитирование и прямое использование сцен из других фильмов – и это не просто банальное воровство, а любовный оммаж к кинематографу. Ведь сам Тарантино когда-то говорил, что кино для него – это религия. А уж в чем недостатка нет, так это в музыке. Многим забытым композициям из прошлого Тарантино дарит вторую жизнь, музыка в его фильмах имеет большое значение. Вот и в «Бешенах псах» герои то и дело ностальгируют по забытым мелодиям 60-х, которые передают по радиоприемнику, открывая их заново и переосмысливая, делая это подчас темой своих разговоров. А уж чего стоит зловещий танец Мистера Блондина под композицию “Stuck In the middle with you” не передать словами – он уже вошел в историю (кстати, Майкл Мэдсен далеко не танцор, он просто начал двигаться в кадре и из этого что-то да получилось). Да и не надо забывать, что Квентин Тарантино большой любитель бутафорской крови.
Гораздо интереснее, что «Бешеные псы» нашли свое отражение в восьмом по счету фильме Тарантино – «Омерзительная восьмерка», переместившаяся по времени ближе к Дикому Западу, но фабула осталась та же – несколько агрессивно настроенных друг к другу людей, и кто-то из них не тот, за кого себя выдает. Примечательно, что Тарантино взял многих актеров из «Бешеных псов», с которыми долгое время не работал. И таким образом, несколько закольцевал свое творчество, что многие обвинили его в самоповторе, хотя это, несомненно, замечательный фильм, и даже такой легкий пассаж к знакомому сюжету не выглядит заезженным.
«Бешеные псы» для Тарантино стали настоящим пропуском в мир большого кино. Его фильм был отмечен критиками и наградами. А что было после, вы знаете и сами. Теперь сложно представить кино без работ Квентина Тарантино – знатного синефила, умеющего самостоятельно снимать кино с большим вкусом и остроумием (и большим количеством крови). Но за это мы его и любим и готовы пересматривать его фильмы до бесконечности.
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: