Все новости
КИНОМАН
27 Февраля 2020, 19:30

Трагедия одним кадром: в объективе «1917»

Перед тем, как начать разговор о фильме «1917» режиссера Сэма Мендеса, хотелось бы сказать, что до многих россиян, в том числе и до меня, доходили лишь крупицы информации об этом кинособытии: из новостей о премии Оскар, всплывающей интернет-рекламы (которую мозг уже не воспринимает) и разговоров об использованном особом приёме создания фильма, таком, как съемки одним дублем. Но вот «1917» стал одним из главных фильмов «Оскара-2020» и стал лауреатом в нескольких номинациях, а значит, пора разобраться и нам, что же особенного есть в этой картине.

«1917» получил золотые статуэтки за лучшую операторскую работу, лучший звук и лучшие визуальные эффекты. И раз сильной стороной фильма является его техническая составляющая, то начнём мы с неё. Заявленная в рекламной компании съемка одним дублем действительно присутствует и работает здесь на все сто процентов, хотя многие скептически отнеслись к этому: приём далеко не новый, да и уместен ли он в военных фильмах? Но после первых минут уже невозможно отвести глаз от экрана – так это завораживает. Большинство сцен поставлено на уровне глаз главных героев, что создает эффект погружения и полностью завладевает вниманием зрителя. Действие не прекращается ни на минуту и всегда привязано к камере. Зритель всё ждет, когда будет другой план, следующий ракурс, как это обычно бывает (таким нехитрым приёмом создаётся динамика в картине, так как вслед за движением камеры идет вперед и сюжет). Здесь такого нет: так как действие постоянно приковано к героям, локации на фоне сменяются незаметно, будто сам совершаешь этот путь.
Искушенный зритель, конечно, найдет моменты, где бесшовный проход камеры прерывается, давая нам пару минут, чтобы перевести дух, но и они безупречно вплетены в повествование благодаря постановке и отличному монтажу. Сэм Мендес словно из цветных ниточек сплёл из различных кадров что-то цельное, монолитное и почти осязаемое. И это поражает настолько, что пробуждается интерес к процессу создания такого эффекта – это интересно даже для тех, кто не разбирается в кино.
Стоит отметить, что почти все было снято вживую, без использования «зеленого фона». Съёмочная группа проделала титанические усилия по созданию декораций и поиску локаций к фильму, что не может не радовать.
Первое и самое масштабное применение этого приёма можно увидеть в начале фильма. Первые минуты ленты встречают нас довольно красивым пейзажем: цветущим лугом, где в середине кадра под деревом лежат наши герои, обсуждая свои житейские трудности; если бы не полная экипировка, можно было бы подумать, что они находятся где-то в тылу, но затем начинается движение, и вся это обманчивая умиротворенность начинает рассыпаться.
Большую часть кадра – одну треть посередине – занимают главные герои. Следя за их разговорами, мы неосознанно отвлекаемся от фона, а он тем временем начинает преобразовываться: все больше видно солдат, занимающихся своими делами; сами того не замечая, мы входим в окоп, обстановка начинает медленно насыщаться: появляются грязь, бардак, рванье, на котором сидят уставшие люди; солдаты, что муравьи, проходят туда-сюда, то и дело сталкиваясь в этом узком пространстве. Тем временем пейзаж местности уже полностью скрыт как от нашего взгляда, так и от главных героев: за высоким окопом невозможно увидеть, что же там, вдали. И теперь все пространство кадра занимает земля. Все больше видно раненых, изнеможённых солдат, укрывшихся каким-то рваньем и смотрящих куда-то в пустоту, и когда это все доходит до своего пика, когда главные герои и мы сами мысленно уже настроились на предстоящее «приключение», мы выходим из проклятого окопа… Выжженная земля на протяжении всего взора, беспросветная мгла, застилающая горизонт, увязший навсегда в грязи танк, километры колючей проволоки, в объятьях которой навсегда остались солдаты.
Второе, что, возможно, задело лично меня сильнее – это то, что на протяжении, наверное, четверти фильма, а может быть и больше, в кадре из живых людей присутствуют только главные герои и никого живого больше. Они ползут по полю битвы, спускаются в бункеры, проходят вдоль заброшенной артиллерийской площадки, заваленной уничтоженной техникой и использованными гильзами, спускаются по холму в сторону разрушенной фермы – все это происходит в полной изоляции от других живых. Именно «живых», ведь повсюду лежат только мёртвые люди, животные и спиленные зачем-то вишни – все в эти моменты неживые, даже птицы, и есть только главные герои. Лишь где-то вдали виднеется дым от пожаров, и на высоте летают одинокие разведывательные самолеты. (А.Б.)
Как мы уже говорили, реклама фильма многими упускалась, и можно было подумать, что весь фильм будет проходить в таком ключе: прогулка двух людей по этому аду на земле, но… это ошибка. Честно признаться, я так и не определился до сих пор, разочарован я этим или нет. Скорее да, но массовому зрителю подобный ход ленты вряд ли бы понравился. Но лично я верю, что актеры на главных ролях смогли бы это провернуть.
К слову об актерах. Стоит отметить один забавный нюанс, а именно то, что на всех постерах виднелось имя Бенедикта Камбербэтча, однако фанаты его творчества могут быть разочарованы: он появляется в кадре буквально на пару минут. Вообще, актерский состав фильма может похвастаться громкими именами Марка Стронга («Игра в имитацию», «Кингсмен»), Колина Ферта («Кингсмен», «Король говорит!») и Ричарда Мэддена («Игра престолов»), но всё их участие в фильме сводится к небольшим камео. Однако, даже несмотря на это, актеры выдают достойную игру. Что же касается главных героев, то их сыграли малоизвестные актеры Дин-Чарльз Чепмэн и Джордж Маккей. Тем не менее новички не меркнут на фоне звезд, а подобный кастинг позволяет зрителю ещё больше поверить, что это не актеры, играющие роли, а настоящие люди, попавшие в ужасную реальность Первой мировой войны.
Подробно цепляться за сюжет «1917» не следует, разве только за те несколько его фрагментов, что особо проскакивают в самые потаённые уголки души. В остальном история очень проста: двум простым солдатам британской армии поручено в кратчайшие сроки донести послание до отдалённого участка фронта. На кону стоят тысячи жизней, в том числе и жизнь брата одного из главных героев. Боевые товарищи должны пройти сквозь территорию неприятеля и добраться до цели, превозмогая боль и ужасы войны. История знакомая, однако её подача – это то, что и выделяет «1917» на фоне прочих лент про войну.
Для нашего человека Первая мировая война известна гораздо меньше, чем Великая отечественная, а ведь катастрофа Первой мировой войны была не менее страшной. И «1917» можно рассматривать не только как выдающийся фильм о войне, но и как своеобразный фильм-катастрофу о людях, оказавшихся её жертвами. Поэтому я рекомендую «1917» всем любителям истории и качественного кино.
Владислав БУРУХИН, Александр БОНДАРЕВ
Читайте нас: