Все новости
КИНОМАН
4 Февраля 2020, 20:24

«Кома»: хочу как Нолан

Русская фантастика в кино – явление особого рода. С развитием технологий начали создаваться поистине крупные проекты, которые могли бы конкурировать с Голливудом. Только одних технологий маловато... На этом примере можно убедиться вживую – на российские экраны вышел фантастический фильм «Кома».

Мне помнится рассвет фантастического российского кино: начался он с «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова. И надо признать, что, несмотря на несвязность сюжета, фильм был действительно зрелищным, благодаря обилию визуальных эффектов (продолжение «Дневной дозор» вышло более связным и зрелищным). С этого момента российская фантастика начинает идти почти семимильными шагами, но при этом заметно уступая Голливуду.
С момента появления первых трейлеров «Комы», проект начал интересовать размахом. Визуальные эффекты поражали, но опасения вызывали другие важные аспекты – сюжет и актерская игра. В принципе, в плане опасений я не ошибся. Действительно, визуальная картинка, напичканная неплохими компьютерными эффектами, – самая сильная часть картины. По сути, только ради этого «Кому» уже можно посмотреть. Здесь уж действительно есть отсылки на «Начало» Кристофера Нолана – уж что-что, а все эти пространственные парадоксы, перемещения между сном и реальностью взяты непременно оттуда. Сложно не упрекнуть в этом создателей, но русского аналога «Начала» не вышло, ведь сценарий не уместил всех подробностей, необходимых для объяснения законов мира и зрителям, и герою (хотя, ему все было вполне понятно). А точнее, законы сами просты и ничего в них примечательного нет, хотя доля недосказанности (или даже не проработанности) есть. То, что в фильме «Начало» действовало как целая система, связанная со сновидениями, в «Коме» распадается на несколько кусочков, которые можно объяснить за пять минут.
Стоит заметить, что тема фильма довольно актуальна – подмена реального мира на иллюзорный. По сюжету некий парень (далее архитектор) просыпается в своей квартире и сразу же замечает некие странности. Позже, после довольно динамичной сцены, он знакомится с другими героями картины, которые объясняют, что он находится в коме, а весь этот мир – не более, чем набор воспоминаний тех, кто здесь находится. Далее попытки выживания, желание вернуться в свою привычную реальность, обман, предательства, навязчивые идеи и мысли, что здесь возможно гораздо большее, чем в реальности. Хорошо для завязки, если бы на самом деле не было так плохо. И все это длится два часа.
Что меня больше всего поражает в современном кинематографе – это несбалансированность фильмов, что относится не только к российскому кино, но и мировому в целом (недавно отсмотренные мною фильмы «Под водой» и «Маяк» тоже не обладают свойствами целого). А что касается российского кино – то это и проблема сценария. А потому действие не привлекает внимания, не создает хороших персонажей, а актерам нечего играть.
Кстати, актерская игра страдает здесь так же. По сути, нет ни одного достаточно интересного персонажа – есть набор шаблонов. Главный герой, ничего не понимающий, словно по аналогии с Нео из «Матрицы», который должен что-то кардинально изменить, но он пока не знает, что именно. Есть лидер группы. Есть боец – солдафон, предпочитающий повышенные тона вкупе с приливами тестостерона. Есть девушка, в которую можно влюбиться. И т.д. и т.п. Я, конечно, понимаю, что это массовое кино, и ничего другого я от него не ожидал, но смотреть на жалкие потуги персонажей что-то из себя представлять – не сильно-то интересно. И еще у актеров что-то было странное с речью, слова порой превращались в кашу.
В результате, «Кома» не стала чем-то пробивным, хотя бы лично для меня. Да, действительно красивые визуальные эффекты. Да, хорошая тема для фильма. Но на этом его качества заканчиваются, и далее российское кино являет собой все свои отрицательные элементы. Впрочем, я надеюсь, они могут, когда захотят. «Кома» – это результат 50 на 50, фильм из средней прослойки, который можно посмотреть в кинотеатре за счет визуальных эффектов. Все остальное падает в нишу, из которой наше кино все пытается выбраться. Но дни не сочтены для российской фантастики. «Кома» в целом представляет определенный уровень, и, будь лента более продуманной, она бы стала интересным фантастическим фильмом. А так… увы-увы!
Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: