Сказочный и фотографический Казахстан в Уфе
Все новости
КИНОМАН
23 Января 2020, 13:45

«Благими знамениями и вымощена дорога в Армагедон»

Мини-сериал – это особенный тип повествовательного полотна: некоторые вещи просто невозможно впихнуть в хронометраж даже трёх часов, а на полноценный многосерийный хит не хватит ни денег, ни сил, ни хорошей истории. Выходит, что некоторые проекты просто созданы для того, чтобы получить своё воплощение именно в этом жанре. Такими и стали «Благие знамения» 2019 года – вещь сама по себе очень неожиданная (вообще с экранизациями сэра Терри Праттчета всегда интересная история) и довольно интригующая, а при всём при том имеющая ряд не критических, но заметных ошибок.

Так уж вышло, что экранизировать книги Терри Пратчетта и Нила Геймана весьма сложно – ведь повествование в них неожиданно прерывается вдруг начинающимся экскурсом в прошлое, многие описания сюжета причудливы, затейливы и забавны, порой даже больше, чем сами сцены сюжета. Поэтому нашему вниманию представляют сериал в той же мере причудливый и уморительный, что и сама книга. Сценарий, как адаптация, написан превосходно – сохранили все основные моменты, а также немного пофантазировали, добавив предысторию некоторых героев, и чуть изменили концовку. Здесь и начинаются проблемы всего полотна в целом: многие заметили, что динамика повествования неровная, а местами сильно «проседает» из-за разговоров главных героях на весьма абстрактные темы. Но минус этот сохраняется ещё с книги, так что винить нужно в какой-то степени первоисточник, ведь само литературное произведение было написано в британском духе: с ироничной улыбкой, с оглядкой на ретроспективу и со всеми символическими жестами и отсылками.
Главные герои удивительной истории – Ангел Азирафель и Демон Кроули, которые живут среди нас все то время, как существует планета Земля (по версии писателей, подкреплённой аргументами) – шесть тысяч лет. За этот долгий срок они, несмотря на вечное противостояние сил Рая и Ада, становятся союзниками, почти приятелями, можно сказать, и друзьями (но никогда в этом не признаются), а также очень привыкают к земной жизни и всем ее привилегиям, вроде изысканной кухни и алкоголя, букинистических магазинчиков, машин Бентли и местной музыки.
Но вот грядет час Армагеддона, который в любую минуту начнется по велению Антихриста. Азирафель и Кроули отправляются в путешествие по всем виданным и невиданным местам, чтобы найти Антихриста, остановить апокалипсис, провернуть это так, чтобы их начальство, так ожидающее конца света, ни о чем не заподозрило. Так же свою роль, как и положено, сыграют четыре всадника апокалипсиса, охотники на ведьм и предсказательница (кто-то же должен «нормально» предсказать весь этот бедлам?).
Подбор актёрского состава очень хорош. История взаимоотношений Азирафеля (Майкл Шин) и Кроули (Дэвид Теннант) для многих зрителей сразу стала любимой стороной сериала. За развитием дружбы между ангелом и демоном приятно наблюдать. Вступление третьей серии и вовсе посвящено «встречам» славного дуэта в разные временные периоды. Эти эпизоды не важны для глобального сюжета, однако они позволяют нам проследить за развитием характеров героев. В конце сезона зритель чётко представляет себе, почему эта парочка никуда друг без друга, почему они настоящие друзья – и это подкупает.
Отдельное слово хочется сказать о вступительной заставке и титрах. Странная и фантасмагорическая музыка сопровождается видеорядом из сумасшедших вещей, где всё летает вверх тормашками – это как нельзя кстати описывает весь комизм происходящего, потому что весь сериал (как и книга) состоят из сатиры на многие значительные элементы современной культуры. Так что, если вы искали старомодного взгляда на «современные проблемы», то вам точно не сюда. Сериал построен на новом видении религиозных догматов, духовных ценностей и проблем относительности морали и всего бытия. Армагеддон здесь – не Страшный суд, а стечение обстоятельств, которое так же комически исправляется, как и начиналось. Откровенно сумасшедшие моменты, как совместное пьянство ангела и демона, а затем отрезвление по щелчку пальцев, выглядит здесь как органичная часть истории.
Что же вышло в итоге? Терри Праттчет и Нил Гейман создали тонкое произведение с глобальными событиями в маленьком масштабе – история достойная качественной адаптации, что собственно мы сейчас и имеем. «Благие знамения» – действительно хороший мини-сериал, где на протяжении шести серий зритель понимает, чем должно закончиться действие, но не представляющий себе, каким образом это может быть совершено, за счёт чего и сохраняется интрига. Можно поставить в вину сериалу местами тонковатый юмор, но опять же – не проблема ли это первоисточника?
Финальный вариант сериала выглядит как законченная история, которая не требует продолжения. Но опасения вызывает то, что на волне успеха создатели могут решиться на второй сезон. Как это будет выглядеть – мы не представляем. Надеемся, что и никогда не представим.
Владислав БУРУХИН
Читайте нас: