Я являюсь большим поклонником этого жанра. Действительно, когда музыка, драматургия и хореография сливаются воедино – это что-то великолепное. Но есть особый случай, когда красочность и выразительность достигают своего апогея – это «Бродвейский мюзикл»! Бродвей – это, без преувеличения, «Американская мечта» каждого актёра, место, где сосредоточены одни из самых успешных и шикарных театров мира. Лучшие актёры, симфоническая и современная музыка, спецэффекты, акробатические трюки, хореография – феерия мюзикла! Каждый номер уже не просто фрагмент истории или песня, а целое представление, зрелищность которого должна проникнуть в самое сердце зрителя. Разумеется, что такое «шоу» требует больших денег и надлежащего старания – это и сделало «Бродвей» своеобразным знаком качества.
Преимущество мюзикла перед обычными спектаклями очевидно: больше зрелищности, больше красочности. В то же время он выгодно отличается от оперы и оперетты: актеры обязаны не только уметь петь и танцевать, но и зачастую обладать навыками акробата – если того требует шоу, – так что идеальный голос здесь не главное. Зато это дает возможность опробовать совершенно разные жанры. Со временем, например, стали возможны рок-мюзиклы.
Возникает вопрос: какая история может стать материалом для мюзикла? Практически любая. Она может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный «взрыв». Если мюзикл нашёл отклик внутри вашей души, если образы оставили неизгладимый след, значит, всё было сделано правильно.
Ярким примером классического бродвейского мюзикла является «Моя прекрасная леди», поставленная по мотивам пьесы Бернарда Шоу. История преображения скромной девушки по имени Элиза Дулиттл, случайно оказавшейся в доме профессора, стала одной из эталонов жанра. Следующий шаг в усовершенствовании – прославленный мюзикл «Призрак Оперы», поражающий роскошью декораций и будоражищим саспенсом. Психологическое напряжение подкрепляется спецэффектами, достойными участия в кинематографическом остросюжетном триллере. Несмотря на колоссальные затраты на воспроизведение декораций и трюков, «Phantom of the Opera» ставился вновь и вновь, регулярно собирал публику на Бродвее, начиная с 1988 года. А «Ария призрака» до сих пор является мировым достоянием. Общая прибыль мюзикла на сегодня составила около 5 миллиардов долларов.
Классикой жанра стали так называемые «Диснеевские мюзиклы», адаптации классических сказок. Успех объясняется тем, что сказочный сюжет требует особого подхода: многие персонажи заменяются куклами, декорации замков и заколдованных пейзажей должны легко погружать зрителя в волшебную атмосферу. Но особо стоит отметить песни. И сегодня музыкальные композиции из спектаклей «Красавица и чудовище», «Волшебник страны Оз» и «Мерри Поппинс» считаются непревзойденной классикой мюзикла. Музыкальные номера всегда красочны, так как в первую очередь рассчитаны на детей.
С развитием киноиндустрии стали появляться как адаптации классических спектаклей, так и оригинальные работы, созданные специально под формат фильма, и в 1952 году появляется «Поющие под дождём». Фильм был триумфом звука и закатом «немого кино». Музыкальные номера из «Поющих» стали настоящими хитами, их и по сей день узнают с первых нот миллионы зрителей. Увы, актеры и авторы картины не удостоились за свою работу «Оскаров», но фильм заслуженно вошел во множество списков важнейших произведений киноискусства, претендуя на первенство во всём мире.
Обычно песни для мюзиклов являются оригинальными композициями, но иногда хочется услышать что-то знакомое, любимое и подпевать. «Мулен Руж» База Лурмана дал зрителям желаемое. Несмотря на то, что действие фильма происходит в самом начале ХХ века, можно услышать самые громкие хиты 80-х и 90-х годов. Своим творчеством с картиной поделились Мадонна и Дэвид Боуи, Стинг и Элтон Джон, что незамедлительно сделало фильм хитом: лента о любви куртизанки и поэта собрала в мире больше двухсот тысяч миллионов и получила десятки наград.
В 1980–1990-е мюзиклы были не у дел, при всей любви зрителей к музыкальным шоу. Возвращение мюзикла на Олимп случилось с выходом на экраны криминальной драмы Роба Маршалла «Чикаго»: бродвейскую постановку, не сходящую с подмостков четверть века, просто сложно было испортить. Экранизация задумывалась давно, тогда главные роли в фильме должны были исполнить Фрэнк Синатра, Лайза Минелли и Голди Хоун. Тут современные актеры дали волю «музыке души»: Ричард Гир, Рене Зеллвегер и Кэтрин Зета-Джонс создали один из самых зрелищных киномюзиклов начала XXI века.
В начале нулевых жанр мюзикла потерпел кризис: киноиндустрия заполнилась новыми «сочными» проектами, да и песни с танцами многим поднадоели. Конечно, некоторые элементы «Бродвея» проскальзывали то тут, то там, но успеха всё ещё не имели. Но, как известно, «Show Must Go On»!
И вот, наконец, в 2016 году на экраны выходит многообещающий «Ла-Ла Ленд». Фактически это вполне удачная попытка возрождения золотого «Бродвейского стандарта». Музыкальные номера сделаны виртуозно: танцы под звёздным небом мирной Америки, красочные переходы и хореография (чего стоит только вступительная сцена!). Но фильм очаровывает, прежде всего, историей. Наивный жанр мюзикла в Ла-Ла Ленде» перерастает в нечто большее, теперь он не боится поднимать серьёзные философские вопросы человеческой мечты.
Сейчас киномюзикл переживает возрождение и «Величайший шоумен» Майкла Грэйси только подтверждает это. Каждый музыкальный номер буквально чеканит след в вашем сердце! К такому фильму хочется возвращаться и возвращаться. Сразу видно, что никуда не ушло понимание, что из себя представляет мюзикл – душевное, прекрасное шоу. Об этом искусстве помнят не только за рубежом, но и, неожиданно, у нас в России, но об отечественных мюзиклах мы поговорим в другой раз.
https://www.youtube.com/watch?v=kkjhqJ55I1I
https://www.youtube.com/watch?v=BDd9dejw2HY